Валентина Габышева: «Определившийся человек, он притягательный и манкий»

Примерно в декабре прошлого года у меня в Фейсбуке был пост, где я писала: «Больше никогда-никогда не разговаривайте со мной про архетипы, ничего не говорите мне про архетипы — я ничего не хочу про них знать, и вообще на моей площадке это слово запрещено». И вот же, не прошло буквально полгода, как мы публикуем интервью с Валентиной Габышевой, которая слово «архетипы» знает, употребляет, использует и вообще считается в русскоязычном пространстве экспертом по этой теме. Поехали!

Интервью с Валентиной Габышевой

Валентина Габышева
— Что ты сама говоришь о себе и что важно сказать, чтобы тебя представить?

 — Я представляюсь в разных аудиториях по-разному, где-то как игропрактик, где-то как бизнес-тренер, где-то как создатель деловых событий — это зависит от аудитории. Здесь я, наверное, представлюсь как исследователь темы архетипов. Я исследую тему достаточно давно. Мы начинали командой экспертов в области маркетинга, психотерапии, HR, стиля в 2015 году на площадке моего ЖЖ.

— Расскажи еще про себя, пожалуйста, — что за город такой, который стоит у тебя в профайле, и правда ли ты там живешь?

 — О, это давняя история! Однажды я устроила розыгрыш у себя в соцсетях: мы собрали самые забавные названия городов, которые есть в мире, и выбирали из них самое дурацкое. Победило это название, и я его поставила в профиль. (Для тех, кто хочет размять язык, город называется «Lanfairpwllgwyngyll» — попробуйте сказать это быстро!)

— Класс! А на самом деле, где тебя можно найти, когда ты не в командировке?

 — Живу я в Ханты-Мансийском округе, в захолустье — практически в лесу. Я иногда показываю вид из своего окна зимой, летом. Из окна видно елки, лес, и мне это нравится. Я существо норное, плохо переношу города, поэтому выезжаю в командировку и сразу снова в нору, и дальше занимаюсь «подпольной» деятельностью.

Валентина Габышева — архетипы

Вам нужно только выбрать, что вы ждете от своего текста и вы получите такую идею, о которой не подумаете «все это я уже сто раз видел». Наконец-то вам не нужно изобретать, о чем написать и как это сделать! Мы уже подумали за вас.
— Как ты думаешь, какое качество твое создает атмосферу на тренинге, которую люди обычно отмечают?
— Я отвечу сразу через тему архетипов и заодно ее начну объяснять. Я воспринимаю архетипы как поведенческие сюжеты, то есть некие заданности. У тех, у кого ярко проявлен архетип Славный малый — это тренеры, у которых будет всегда на тренингах особая френдли-атмосфера.
Есть такая классификация тренеров: красный, зеленый и синий. «Красные» тренеры работают на своей энергии, на энергии действа, они зажигают, мотивируют, вдохновляют. После их работы люди выходят заряженными, они получают достаточно сильный волшебный пендель. «Синие» тренеры, если с архетипажами соизмерять, это больше «мудрецовые» люди. В основе их работы схема, алгоритм, все по полочкам. Вы всегда выйдете от них с инструментарием, но вам будет скучновато в эмоциональном плане.

«Зеленые» тренеры работают на эмоциональном фоне, на средовом воздействии, на создании атмосферы, им очень важен комфорт каждого участника. Славный малый — «зеленый» тренер, он создает максимально комфортную атмосферу, где даже люди, которые забанили друг друга, вдруг начинают общаться. Вот это я.
Валентина Габышева архетипы
Как можно про тренера понять, какой он и что ждать от его тренинга? Ведь наверняка это как-то проскакивает в текстах, в постах, в лендингах.

 — Вот моя боль. Тренеры очень часто описывают себя не подходящими для себя формулами, фразами-маркерами. И когда ты приходишь, оказывается, что вербальная упаковка не равна содержимому.

И тренер-Мудрец или тренер-Правитель, которым посоветовали: «Нужно быть ближе к народу», — пишут простым языком, чужими фразами свои тексты, клиенты покупают и… разочаровываются. Потому что люди ждали, что на тренинге им будет легко и просто, они пришли на это, а оказались в царстве Мудреца-Правителя. Им скучно, им некомфортно, они начинают конфликтовать, потому что не совпали ожидания.
И про это, я считаю, очень важно говорить: когда в вербальной упаковке вы зашиваете не те коды, на которые вы хотите собрать людей, вы обречены на конфликт ожиданий на тренинге.
— То есть человек должен, по-хорошему, если он хочет собрать правильно тренинг, на котором не будет таких конфликтов, во-первых, четко понимать, кто он, а во-вторых, транслировать это через те каналы, которые он использует для продвижения. Так?

 — Это идеальная история. Но даже если не знать точно кто ты, можно пользоваться теорией 12 поведенческих сюжетов. Допустим, мы хотим создать некую дружелюбную атмосферу клуба у себя на тренинге. Тогда мы можем упаковать это в славномальскую историю, войти в этот поведенческий сюжет, взять качества этого персонажа. Или мы хотим сделать проект в духе Мудреца: лабораторию, форсайт или тренинг для умных. Тогда мы берем его качества и анализируем, диагностируем, алгоритмизируем. Главное, чтобы ролевой аватар на тренинге совпал с той трансляцией, которую мы зашили в упаковку продукта.

— Можно ли переборщить со своим архетипом? Есть ли вариант, что, транслируя утрированно какое-то свое качество, мы можем невольно ввести человека в заблуждение?

 — Мы можем, но тут вопрос статистик. Если у тебя с каждого тренинга выходит несколько участников, которые говорят — не совпало, то это системная ошибка в трансляции. Если это один человек, у которого не совпало, при большом трафике, то это его история, а не наша.

— Как отделить чужую историю от своей и не страдать от критики?

 — Если брать тему архетипов, нужно выходить из роли Творца. Когда мы создаем что-то новое, мы становимся заложниками поведенческого сюжета Творца. В сценарной матрице Творца всегда есть те, кто его оценивают, поклонники и критики. Если мы не выходим из роли Творца, то любые комментарии воспринимаются очень болезненно. Нужно сместить ракурс, выйти в роль Мудреца, наблюдателя, аналитика, и станет гораздо легче. Это очень важное переключение для помогающих практиков. Только из роли Творца работать невозможно, ресурсозатратно, в итоге возникает отторжение к продвижению себя, поиски продюсера и вот это все.
Габышева Валентина интервью
— Как ты думаешь, если от отрасли ждут проявлений определенного типажа, а у тебя типаж другой, что делать? Допустим, школа — это обычно Опекун, тетушка-заботушка, а я совсем не он, а вовсе Шут и Бунтарь. Как сделать так, чтобы люди были в контакте с реальностью, не разочаровывались и с самого начала понимали, кто ты и куда они идут?

 — Да, безусловно, в каждой отрасли есть отраслевой типаж. Свадебные фотографы — это Эстет-Творец, психологи — это Опекун и так далее. И люди подсознательно, покупая у вас услугу, уже навешивают на вас свои архетипические ожидания. Но если вы Бунтарь, Шут или еще какой-то неожиданный для своей отрасли архетип, тогда вам нужно на берегу объяснять, что к чему.

— Прям так и говорить: «Я не то, что вы ждете»?

 — Так и говорите: я нетипичный психолог, я нетипичный педагог, я нетипичный стилист. Например, «я стилист для белых ворон». Или «я стилист для творческих иронических женщин, и мы с хохотом превратим ваше преображение в шоу с вами в главной роли». Очень важно на берегу корректировать ожидания, делать это системно. Иначе не избежать конфликтов и разочарований: «вы же психолог, вы должны меня гладить по головке» или «вы же психоаналитик, вы должны работать глубоко и сложно». А человек, допустим, Простодушный — ему важно, чтобы было легко и просто. Тогда ему имеет смысл говорить: «я про психоаналитику легко и просто». Или психолог Бунтарь, и тогда имеет смысл доносить до аудитории, мол, «ко мне за психологией без соплей. Если вам нужно плакать в жилетку — не ко мне». И тогда те, кому обрыдла отраслевая опекунская история, быстро найдут своих практиков.

Мудрец привлекает людей, которым важно, чтобы им разложили, уложили, алгоритмизировали. Шут привлекает тех, кому нужно несерьезно, в формате шоу. Искатель привлекает тех, кому нужны тренды, новинки, ноу-хау, самое-самое передовое. И если вы это знаете о себе и транслируете, то все сыты и довольны. Рынок сейчас огромный, каждый день выходят тысячи новых специалистов в вашей нише, и конкурировать становится все сложнее, надо выделяться.

— По моему опыту, люди очень боятся сужать целевую аудиторию так жестко. Им кажется «скажу такое и останусь один». Как тут быть?

 — Не бояться. Потому что определившийся человек, он очень манким становится, притягательным. Это другая энергия совершенно. Одно дело, вымученные посты по контент-плану, и совсем другое, когда вы выбираете то, что вас зажигает. Вы знаете ту дыру, которую хотите латать в мире, и начинаете фигачить: текстами, видео и прочим контентом. И в результате вы становитесь привлекательными для аудитории.
Не потому, что вы медицинский адвокат или копирайтер в сфере медицины, а потому что вы фанатик, в самом лучшем смысле этого слова, именно это привлекает. И люди говорят: мы хотим от вас хоть что-то, что угодно. К таким людям обращаются: «А можно консультацию? — А какую консультацию? — А пофиг, просто от вас можно какую-то консультацию?» Аудитории просто хочется к этому специалисту попасть. Это достаточно частое явление.

— Всем ли нужен личный бренд, как ты считаешь?
— Некоторым типам – например, серийным предпринимателям, необходимо развивать личный бренд — и от проекта к проекту он у них только крепнет. Тиньков — у него то пельмени, то пиво, то банк — ему, конечно, важно развивать бренд имени себя. А есть ИКЕА: мы можем даже не знать, кто стоит за этим брендом, мы лояльны к нему самому, к его ценностям.
Но если мы говорим все-таки о помогающих специалистах, то они работают собой. Им нужен бренд. Особенно сейчас, когда люди устали от переизбытка информации. Если вы не впечатляете, не выделяетесь из информационного шума, то к вам и не приходят. И это про личный бренд. Бренд изначально — клеймо, тавро, это то, что выжигалось, чтобы оставить след. Если вы не оставляете след, то сегодня вам делать нечего на рынке. Каким бы прекрасным ни было ваше мастерство и багаж знаний, какие бы услуги вы ни продвигали, все стремительно копируется, дублируется другими. Поэтому личным бренд-капиталом имеет смысл озаботиться.

— Сама для себя, как ты видишь историю выживания на этом рынке в растущей конкуренции? Просто в верности своей позиции и донесении ее разными способами?

 — У нас должны быть три точки опоры, три разных направления деятельности. Если человек сидит только на одном направлении, то рано или поздно эта история придет в упадок. Три разных источника дохода, три ключевые темы, с которыми вас связывают, минимум три канала продвижения и пр.

Если мы говорим обо мне, то я понимаю, что любая история конечна — с архетипами ли, с игропрактиками, с деловыми событиями, — но пока есть мой интерес, и я вижу обратную связь, я буду это делать. Как только у меня или у людей пропадет интерес, то буду искать что-то другое.
Интервью с Габышевой Валентиной
— Вот это да! Мало того, что нужно подстраивать тексты под свой архетип, так еще и сразу в трех темах. А еще же нужно осваивать Инстаграм и YouTube и, видимо, показывать картинки, которые будут тоже правильно тебя позиционировать. А картинки могут, кстати, ассоциироваться с архетипом, да?

 — Да, у меня знакомая сетовала на то, что в Инстаграм решила купить шаблоны, но все шаблоны оказались однообразны, в русле Эстета. Так как Инстаграм изначально был заточен под эту архетипическую историю, для визуального наслаждения, то и все шаблоны делаются соответствующие. Там не найти шаблон для Искателя или для Шута — это новая ниша для тех, кто создает шаблоны. Сейчас текстовики из ФБ пошли в Инстаграм, и они не могут найти под себя шаблоны, потому что их просто нет, там вензеля, цвета пыльной розы и вот эта вся история.

— У нас было очень много вопросов «как понять, кто я, прежде чем транслировать хоть что-то». Расскажи, пожалуйста, что ты советуешь делать, кроме тех тестов, которые есть в онлайн, для того, чтобы все-таки понять, кто я и примириться с тем, что в тебе сочетаются разные типажи?

 — Каждому из нас доступны все поведенческие сюжеты. Когда нам наступают на пятки, мы можем выступать как бунтари, или мы можем выступать как эстеты в определенной ситуации — нам доступна вся ролевая палитра. Но есть некие поведенческие тренды, некие сюжеты, которые сопровождают нас в течение жизни.
Проблема в следующем: рыба – последняя, кто узнает о воде, и очень часто все вокруг видят, что вы Герой, а вы упорно думаете, что Прекрасная принцесса. Или окружающие считают, что вы Прекрасная принцесса, а вы уверены «я-Бунтарь-просто-не-подходи-держите-меня-семеро». Из-за незнания себя возникают такие ролевые разрывы.
При этом у человека нет какого-то одного архетипа — только Правитель или только Эстет… Важно понимать, это достаточно условная система сама по себе. Да, ваша внешность что-то транслирует: правительственные истории, героические или наивные. Причем независимо от того, что на вас надето, есть семантика внешности, люди ее считывают и в соответствии с этим создают некие ожидания еще до того, как вы открыли рот. У вас семантика внешности может совпадать с семантикой одежды, может не совпадать. Нонну Мордюкову можно одеть в розовое платье с рюшами — от этого она не станет романтичнее, а Евгения Леонова можно одеть в солидный сюртук — от этого он не станет солиднее. И это пока только про внешность.

А еще есть внутренние архетипажи, внутренняя семантика, внутренние истории, и это все переплетается. Допустим, в письме я проявляюсь как Эстет, когда я пишу, мне важно очаровать текстами, сделать так, чтобы эти тексты были манкими. Когда я готовлю свои проекты, я Творец, мне очень важно не повторяться, каждый раз изобретать. А по сути моей проекты опекунские, потому что я создаю истории для переходов.

Лучше не зацикливаться: «а вот я кто?», потому что вы просто после первого слоя самопознания увидите: оказывается, я еще и вот это, и это, и вот так могу. Можно понаблюдать за собой, когда вы что-то создаете, как вы это делаете. Кто-то скажет: я создаю алгоритмы, черчу схемы, делаю конспекты, я все это прорабатываю. Одна история. Кто-то скажет: я изобретаю, выдумываю, креативная лаборатория такая. Другая. Просто в каждый момент времени нужно немного анализировать. И вы увидите, что чаще всего, оказывается, вы действуете как Искатель — вам постоянно важно нечто новое, вы не можете остановиться на старом, вы изучили что-то и идете сразу изучать следующую сферу, хотя вам говорят «успокойся, остановись», а вы не можете.

Главное сейчас, если мы говорим о маркетинге, понимать, какие истории точно не ваши, — вот что необходимо. Чтобы не привлекать тех людей, которые вам не нужны.

— Очень круто. А если, допустим, я наблюдаю себя, но я не понимаю, что мое, а что не мое, то к тебе можно прийти на консультацию или к кому надо прийти на консультацию, чтобы со мной про это поговорили и чтобы я как-то начала в этом ориентироваться?

 — Вообще мы проводим с Качурой консультации, но это буквально 1−2 человека в месяц. К себе на консультации я беру обычно тех людей, с которыми я как-то контактировала на своих проектах. Иногда не беру, когда вижу что человек реально не в ресурсе. Если человек не в ресурсе, ему кажется, что надо найти архетипы, предназначение, уникальность, личный бренд — и сразу жизнь наладится. На самом деле, ни черта это не так. На сессию имеет смысл приходить тем, кто в силе, у кого куча энергии, просто ее надо в нужное русло направить. Если человек не в фокусе — «Я не знаю, кто я, 20 лет себя ищу — не могу найти», то лучше сначала восстановить силы, ну нет сейчас ресурса на глубокие поиски. Я в таком случае рекомендую не гнать себя никуда, позаботиться о себе, поберечь себя, напитать.

— Интересно, что ты консультируешь вместе с Качурой — почему ты выбрала ее в партнеры, можешь рассказать немножечко про ваш тандем такой неожиданный? Вы вроде такие совсем разные, при этом такой у вас очень крепкий, интересный тандем.

 — Я даже не помню, как это случилось. Мы встретились очно на конференции стилистов, и после этого все завертелось. Я даже сейчас не смогу восстановить эти события, как-то мы решили, а почему бы нам не сделать совместный проект. Первую совместную штуку мы сделали на 100 человек про ролевые гардеробы в Москве в 2016 году, с тех пор мы раз в год проводим это действо.

Хот я в принципе не веду партнерские проекты, для меня это табу. Есть некие люди, которых я воспринимаю как часть команды, с которыми мы делаем деловые события. Потому что там я одна не справлюсь, но как технолог я работаю всегда одна, технологические карты я пишу одна, концепции и так далее делаю одна. А Качура, наверное, единственный такой человек, с которым у меня тандем. Я не могу контролировать Качуру, она не может контролировать меня, мы очень разные и мы очень четко держим границы. Мы можем жить в одном номере и при этом полдня не разговаривать. У нас совершенно не дружеские отношения, но это какая-то более глубокая история, с взаимным уважением и пиететом друг к другу.

Читайте также: