Недавно у меня вышло интервью с топ-блогером русского ЖЖ Натальей Галактионовой. Ее фирменный прием — описательный, или сценический, лид. Она погружает сразу читателя в ситуацию и дает ему эмоцию героя, о котором пойдет речь. Например, она рассказывает историю о девушке, которая пошла на свидание, и тогда в лиде будет какая-то важная эмоция, с которой эта девушка с этого свидания вышла.
Таким образом Наташа создает интригу и желание понять, как же она на свидании, в романтической ситуации, пришла в вот такое странное состояние, почему же она вышла оттуда с такими эмоциями. За счет описания финала, за счет смещенной концовки, она получает внимание читателя. Понятно, что это тот формат, который задает будущий план текста, когда мы конец уже рассказали в начале.
Почему я говорю, что не стоит использовать в тексте слова «все люди», «мужчины», «женщины». Во-первых, это слепое обобщение, и оно редко когда бывает справедливым, и уж точно не вызывает внимания у умного читателя. Не в последнюю очередь потому, что когда вы разговариваете про абстрактного человека, людей, читателю очень тяжело примерить этот текст на себя. Как только вы начинаете разговаривать с читателем на «вы», уходите от третьего лица и переходите ко второму лицу, текст становится гораздо ближе.