Как правильно рассказывать истории

Давайте поговорим с вами о сторителлинге. А точнее о том, как поставить его инструменты на службу вашему бизнесу. И начнем издалека: аж от времен, когда по земле ходили динозавры, а наши предки собирались вокруг огня и рассказывали друг другу первые истории…

Зачем рассказывать истории

Как рассказывать интересные истории
Вам нужно только выбрать, что вы ждете от своего текста и вы получите такую идею, о которой не подумаете «все это я уже сто раз видел». Наконец-то вам не нужно изобретать, о чем написать и как это сделать! Мы уже подумали за вас.
У каждой истории всегда есть своя цель, своя задача. Когда появились первые истории, первые наскальные рассказики, какие у них были задачи? Предостеречь — рассказать «сюда не ходи, динозавр, башка упадет!», поделиться эмоциями — что-то поймал, что-то съел, что-то случилось, что-то добыл. Или, наоборот, усыпить, или развлечь. И в этом смысле к сегодняшнему дню задачи историй не сильно изменились.

Когда мы с вами занимаемся сторителлингом в социальных сетях, на сайтах, в СМИ или где-то еще, у нас тоже есть задача. Мы хотим, чтобы наш читатель что-то сделал. Например, захотел с нами разговаривать дальше, заинтересовался и позвонил вам. Или поверил в то, что вы эксперт в той или иной теме и задал вам какой-то вопрос. Или включился в дискуссию и таким образом ваш текст поднялся бы в ленте и набрал бОльшую популярность. Как мы видим, целей и задач может быть множество, и многое зависит от того, для чего вы пишете текст.

Почему истории сложно рассказывать

Когда я предлагаю клиенту рассказать историю о компании, чаще всего он погружается в ступор. Вылезает множество страхов. Показаться банальным. Обнаружить свою некомпетентность. Не донести свою экспертизу.

Говорит участница моего вебинара по сторителлингу: «Мне кажется, что говоря одно и то же, я уже набила оскомину. Хочется более интересно это делать…»

Нам всем хочется делать лучше, а в итоге — мы не делаем вообще никак. И читатель получает очередной рассказ о «молодой перспективной компании специалистов» вместо интересной истории. Поэтому одна из важных частей работы — это решиться и все-таки рассказать клиентам вашу историю.

Как справиться с этой сложностью

Вы пишете тексты собой. Нет никакого другого ресурса у вас, чтобы создавать ваши тексты. И, если вы не будете себя поддерживать, если не будете поддерживать в себе вот это горение, вот это удовольствие от писания текста, вот этот кайф, вот это ощущение «я – молодец!», вы не будете их писать, сколько бы методик вы ни освоили и сколько бы я тут ни распиналась про то, как делать правильно. Ключевое, что вы должны делать – вы должны правда себя очень-очень обнимать ручками, и поддерживать, и лелеять, и благодарить за то, что вы это делаете.

Как устроено большинство историй

В основе большинства историй лежит путь героя. Про это очень любит рассказывать сценарист Александр Молчанов, у него можно про это почитать. И этот прием организации текста любят использовать все коучи и тренеры, те, кто продает собственную экспертизу. Такое вот «было так-то, стало так-то», было плохо – стало хорошо, было на кухне в пятиэтажке – а стало море, пальмы, собственный бизнес, успех, счастье, белые лошади, принцы, косы до попы.

Но есть нюанс. Вообще не важно, как написаны эти тексты. Вообще не важно, что происходило с людьми там, внутри этих текстов. Важно, что этих текстов стало слишком много. Из-за того, что это стало модным, из-за того, что эти истории «победы над...» рассказало огромное количество людей, они перестали вызывать доверие.

Почему такие истории больше не работают

С ними произошло то, что происходит всегда с чем-то слишком растиражированным. Когда в 1990-е годы кто-то первым пришел в класс в капоре — знаете, были такие мохеровые разноцветные штуки на голову? — это было ужасно круто! Когда в капорах стал ходить весь класс, потом вся параллель, а потом — вся школа — это уже совсем другое.

Когда кто-то первый пришел в куртке-аляске — вот этой двухцветной, с меховым воротником — это было ужасно круто! Но потом это стало мейнстримом, и стало выглядеть скучно. Когда не было джинсов, и когда кто-то приходил в школу в джинсах, или, паче чаяния, в джинсовой юбке, это было ужасно круто, и это привлекало внимание. И с этим человеком хотелось говорить, и к нему хотелось подойти. Но потом отменили форму, и джинсов стало дофига. И все стали так ходить. И к человеку в джинсовой юбке уже не хотелось подойти, потому что в нем не было ничего необычного. Не похоже ли это на то, что произошло с историями в интернете?

Вторая проблема сторителлинга

Вторая важная проблема современного сторителлинга, помимо того, что там есть один растиражированный ход, так еще и все эти истории всегда закручены вокруг автора текста.

У них есть один шаблон, по которому они написаны. Кто-то пишет мне: «Я справилась со своей проблемой, наладила отношения со своим телом, потом там сделала то и это, а теперь я учу вас, как это делать», — вот так почему-то выглядит сторителлинг сегодня. Но этих историй такое количество, что через какое-то время люди не то что перестанут на них реагировать, они будут реагировать на них негативно.

Я отписываюсь от людей, которые рассказывают про то, как они героически прошли какой-то путь. Я разговариваю с другими людьми, и они тоже говорят мне о том же самом: «Слушай, я не могу больше – как только я читаю, как человек героически достиг, победил, тра-та-та, я уже внутренне жду, что мне сейчас будут что-то продавать. И я не хочу».
Читайте также: