— Когда ты открывала свой первый блог в Живом Журнале, что было стимулом? Почему ты решила, что тебе это надо?
— Мне нужны были модели для обучения парикмахеров. Я не понимала, как и где их набирать. И в это время ко мне пришла одна из моделей и сказала: «Вам надо завести блог в ЖЖ, и вы найдете всех моделей этого мира». Она и завела мне блог, да еще буквально показала, куда нажимать и как писать.
В то время каждый раз, когда я писала пост, все надо мной смеялись. По мне было видно, что я прямо собираюсь с силами и совершаю подвиг. Хотя, вроде бы, писала просто про жизнь. В итоге через ЖЖ мы искали моделей, было даже такое сообщество, «Ищу модель», там же люди давали и получали советы, там же перегрызали друг другу горло. А я просто писала про жизнь.
Описывала стрижку, вешала фотографии — мол, вот, было и стало. Ко мне приходили в модели люди, и я писала истории про них и их стрижки. Мои модели рассказывали про меня друзьям, становились моими клиентами, да и многие мои сегодняшние подруги впервые увидели меня именно из кресла, а пришли по приглашению в ЖЖ.
— Я точно помню, что твой блог запустил активное сарафанное радио. Как только кто-то спрашивал, где постричься, хор голосов говорил: «А вот Оля Колесникова…»
— Это правда. У нас всегда была хорошая репутация. И это логично: мы и сами были хорошими. Наши модели сидели в процессе стрижки по семь часов и не жаловались на «клиентоориентированность». Они видели, что Оля ни разу не присела, при этом улыбается, показывает, рассказывает. При этом люди наконец-то знакомились со своими волосами. Они просто слышали, о чем я говорю с парикмахерами. Я же не кулинарными рецептами на семинаре делюсь. Тип волос, рост волос, варианты стрижек, как уложить. А это интересно. Людям интересно узнать про себя экспертное и честное мнение. К тому же, они получали отличные стрижки за 100 рублей. Да, мы были профессиональные, маленькие и хорошие. О таких люди и рассказывают друзьям. А потом пришла умная ты и объяснила мне, что, оказывается, я таким образом создала воронку продаж.
— Но однажды случилось то, чего боятся все бизнесмены. В популярном сообществе появился негативный отзыв… Какой-то девушке сильно не угодили. Что было дальше?
— Это была классическая история. Допустим, происходит что-то неприятное, какое-то недоразумение, непонимание — в любом бизнесе. Если в это непонимание втянуть толпу, то реакция будет чудовищной, вплоть до «убить их», «на кол их», «сжечь их». Примерно это и случилось в сообществе «Косметичка».
Мы работали на выставке, на чужом стенде. Что-то пошло не так, времени оказалось меньше, чем планировали, и кого-то из моделей мы не успели постричь. Девочка-ассистент сказала, что могла. Может быть: «Извините, мы не сможем вас постричь», а может быть, и что-то другое. Это уже не важно. Представьте себе человека, который отпросился с работы, выбрал время, приехал на Выставочную, ждал, а ему говорят: «Извините».
Девушка обиделась и в «Косметичке» описала эту историю: мол, безответственные люди в сети Cut and Color… А сообщество подхватило. И понеслись ужасные комментарии о том, что все парикмахеры — вредители и сделать с ними надо вот что. Параллельно с этим были и хорошие комментарии. Люди, которые знали нас близко, писали: «Представляю, как расстроится Оля, когда это увидит».
Я об этом не знала два дня, потому что у меня была выставка. Я в тот период, извините, компьютер видела только под бабушкиной вышитой салфеткой, чтобы ночью не отсвечивал. Потом увидела, что происходит. Села и предметно каждому ответила. Сорвалась, правда, одной девушке написала: мол, ладно, я за свой бизнес рублюсь, за своих коллег, за свою репутацию, а вы-то за что так бьетесь? Она отвечает: «А у меня пятница, вечер пустой». Это многое объясняет про интернет. Для нас это был первый опыт участия в холиваре. Да, мы были неправы, но и люди, которые пытались нас посадить на кол за косяк ассистента, продемонстрировали нам, что в интернете всегда кто-то не прав. Мы учли.
— Имея выстроенную репутацию в Живом Журнале, ты решаешь в какой-то момент перенести площадку на Фейсбук. Помнишь, как это произошло и почему?
— Ко мне пришла моя клиентка, как это традиционно бывает. Она человек известный — и в Фейсбуке, и в ЖЖ — пришла спасти волосы. Мы разговорились, и я пожаловалась, что совершенно не умею пользоваться Фейсбуком. В ответ получила гениальную формулировку: «Фейсбук для меня — это променад. Это моя прогулка. Я выхожу утром с чашкой кофе, иду по набережной и встречаю приятных людей». Я сказала: «О! Отчего бы не пройтись по набережной в компании приятных людей!»
Она мне показала, как завести аккаунт, как создать пост или заметку и — вуаля, все началось. Позже я обнаружила, что многие люди из ЖЖ туда перетекли, да и мои клиенты стали добавляться в друзья. Фейсбук прижился и со временем как-то вытеснил Живой Журнал.