Как стать самому себе редактором?

Хочу рассказать вам сентиментальную историю. Только не торопитесь закрывать, ладно? Продавать ничего не буду, честно. Просто поделиться хочу.

Чек-лист: как отредактировать текст

как редактировать свой текст
У меня есть друг Рома. Роман Иваныч. И в прошлом году Роман Иваныч закрыл мебельный магазин в Казани, и открыл… НКО. Потому что решил, что социальное предпринимательство ему интереснее обычного. В нормальной жизни, конечно, так не бывает. А в моей запросто.

И первый же проект, который сделало его НКО с красивым именем «Дивергент» — это Школа Контента для людей с инвалидностью. Если вы давно читаете эту рассылку, то знаете, что я об этом мечтала несколько лет. Научить людей, которые не особо могут выйти из дома, работать с заказчиками и зарабатывать достойные деньги.

За несколько недель до Нового Года, когда все готовились к празднику и покупали подарки, мы с Романом составляли программу, выбирали спикеров и менторов. Я проводила собеседование и отбирала ребят, которые пойдут учиться.

Собралась команда из 10 студентов, двух менторов, меня и одного психолога. Мы начали работать.

Вот уже три месяца идет проект (Рома, ты веришь?) Из десяти студентов сначала осталось пять, потом три. Но они классные, понимаете? Они действительно могут работать с заказчиками и создавать тексты, которые будут на голову выше того, что напишут вам модные московские девочки. (Мне есть что и с чем сравнить, просто поверьте.)

Курс еще не закончен. Нам еще месяц учиться и работать много над чем, но сегодня я в этой рассылке публикую статью Венеры Новичковой о саморедактуре. Вы можете найти здесь ошибки, опечатки, стилистические косяки… Ну можете, я знаю. Я не правила ее. Потому что, ребят, это такая дорога, которую мы прошли… Короче, я просто пойду и накачу шампанского. Потому что да, у нас получилось.

Как редактировать свои тексты?

Сегодня я хочу поговорить с вами о редактуре и проверке текста. Какие условия нужны чтобы написать? Что нужно отредактировать и исправить? Как довести текст до нужной стадии «Вау, я тоже так хочу»?

Разберитесь в теме. Выберите нишу. Соберите свой опыт. Опросите экспертов и клиентов.

Первая часть относится к пониманию темы. Подумайте насколько знаете тему. В контакте с заказчиком и одинаково ли представляете, что такое хороший текст. Узнайте, что для него хороший текст. Придерживается он тому, что в тексте не должно быть слов «эксклюзивный», «качественные», «незаменимый» или ему с «качественным качеством» прекрасно. После того как договорились заказчиком, услышали его, услышали то, что он хочет получить в своем тексте — анализируете то что знаете сами.

Прочитайте информацию на тему клиента. Узнайте больше. Опросите экспертов и клиентов. Проанализируйте информацию и упакуйте в текст.

Поставьте цель текста

Откуда и куда вы ведете читателя? Что он знает на момент открытия страницы с текстом? Что ждет его после заголовка? После абзаца, главки? С чем читатель встретится в конце текста? Какие эмоции он испытывает во время чтения всего текста?

Поставьте цель текста и ведете читателя за руку. Создайте динамику текста. Не просто бессмысленно собирайте блоки, а нанизывайте части. Чтобы одно вытекало из другого и достигло цели: «Вау! Я тоже так хочу».

Например, страница «О себе, как о копирайтере». Две подачи текста: «Привет. Меня зовут Галина и я копирайтер» или «Я медицинский копирайтер. Врач. Пишу статьи для клиник». Первый текст — это дубль той информации, за которой пришел читатель, просто не зацепит клиента. У второго текста присутствует новая, конкретная информация и цель.

По заголовку читателю должно быть понятно куда и на что его приглашают, что он уйдёт от вас с 3-4 идеями. Человек должен знать, какие задачи с вашей помощью он решит.

Соберите все факты, которые хотите рассказать в этом тексте

Выпишите их в список. Продумайте логику и структуру. Создайте тезисный план, заголовки и подзаголовки. Продумайте визуальную навигацию по тексту.

До того, как писать план и садиться за текст, разберитесь с текстом на уровне фактов. Записывайте за клиентом то, что может оказаться важным. Составьте вопросы покупателей. Прописывайте списком и выберите, в какой последовательности будете подавать читателю информацию. Наложите два списка, один на другой, и получите сетку, из которой выйдет план текста. Придумайте метафору, образ, идею — они помогут упаковать, написать идеальную историю.

Теперь проверяем себя по чек-листу:

  • Интересно ли читать вводную часть?
  • Хочется ли идти дальше?
  • Есть ли логическая связь между абзацами?
  • Если вы использовали список — можно ли этого избежать и раскрыть информацию из него.
  • Приводите ли вы в итоге читателю к нужному выводу?
Когда вы закончите редактировать и исправлять то, что вам не понравилось, у вас получится черновик. Оставьте его полежать. Через некоторое время прочтите и задайте себе новые вопросы:

  • Есть ли в тексте какая-то интрига? Удерживает ли текст внимание?
  • Какие новые факты мы сообщили читателю?
  • Обратились ли вы к читателю напрямую? Поговорили с ним о том, что важно ему?
Если на вопросы не получен четкий ответ, то стоит доработать текст. Самый важный критерий — можете вы сами дочитать свой текст полностью или время от времени читаете по диагонали? Все что хочется пролистать — стоит исправить.

Вектор и структура

Заголовок. Введение. Основная часть. Заключение.
Хочу донести два ключевых момента — вектор и структуру текста. Проверьте вектор текста: он направлен к вам или к клиенту. Второе работает лучше. Убедитесь, что в большей части вы говорите не о заказчике, не о продукте, не о компании, а о клиенте и его задачах. Посчитайте сколько раз в тексте встречается «я», «мы», «наш продукт», «наша компания» и сколько раз уделено внимание «вы», «ваша задача», «решение». Это важно, так как будет отличать ваш текст от большинства текстов, что заказчики пишут о себе сами. Это включает внимание читателя и показывает ваш профессионализм.

Стиль текста

Напишите текст. Перепишите его, не повторив ни одного слова, кроме ключевых и предлогов. Проверьте текст в Главреде, Те фразы, которые вы уже не раз использовали, сформулируйте иначе. Придумайте и встройте в текст одну яркую метафору.

Продумайте текст. Не бойтесь переписывать. Расставляйте акценты. Доводите материал до того момента, когда хочется какую-то фразу повторять, цитировать, рассказывать о ней.

Проверяйте текст «Главредом». Он показывает то, что мы пропускаем, не видим, на что стоить обратить внимание, на штампы и канцеляризм. Посмотрите за своими любимыми словами, которые вы часто используете, за словами-паразитами. Смотрите внимательно на «округлые» фазы. Переформулируйте их.

Ни одному тексту не повредили метафоры. Создавайте яркие метафоры. Следите за их использованием, чтобы они не встречались в работе несколько раз.

Репетиция текста

Разбить длинные предложения, на которые не хватает дыхания. Отловить очевидные глупости и сбивки логики. Выявить трудночитаемые слова и сложный синтаксис. Наполнить вас гордостью за хорошо проделанную работу.

Отдельный этап редактуры — это чтение вслух. Обязательно проходите этот этап со своим текстом. Потому что все «длинноноты» на которые не хватает дыхания, сложноподчиненные термины, места, где спотыкаемся, неправильные падежи — все это вылезает при прочтении текста.

Прочитывайте текст несколько раз с интонацией, как будто готовитесь поступать в театральный.

Вычитайте опечатки и ошибки

Проверьте, нет ли странных фраз, которые можно понять неоднозначно. Проверьте запятые. И ошибки проверьте еще раз.

Часть нашей работы — это грамотность. Это некий маркер серьезности нашего отношения к работе. Не видите за собой ошибки и опечатки? Дайте прочитать другому человеку. Договоритесь с кем-то, кто будет вычитывать ваш текст. Это важно — показывать свой текст кому-то кроме себя и мамы.

Заключение

Большинство текстов, которые мы видим в интернете — это тексты ради текстов. Никто из копирайтеров не задумается о том, зачем он пишет. Но мы с вами можем писать тексты, которые решают конкретную задачу. Писать тексты, которые помогают читателю разобраться в проблеме.

Я очень надеюсь, что те тексты, которые будете писать вы, будут другими. С целями, с фактами, с содержимым, с внутренним героем. И главное, что ваши читатели их дочитают.
Мои услуги:
Читайте также: