Как вы наверняка догадываетесь, ни один из этих вариантов не ведет нас к конструктиву. Поэтому их надо продышать, пропеть и перейти к следующему этапу. То есть к вопросу «что именно не так и как мы будем это решать».
У здоровой реакции на критику есть несколько отличительных особенностей. Она исходит из следующих постулатов:
— Заказчик знает о своем деле больше вас.
В интервью с Линор Горалик я как-то спросила ее, что вы будете делать, если заказчик поручит вам сделать что-то, с чем вы будете категорически не согласны. Линор ответила очень четко: «Выполнять или уходить. Я всегда исхожу из того, что заказчик о своем деле знает больше и не всегда может полностью посвятить меня в контекст. Поэтому если это не противоречит моим принципам, я буду выполнять. А если противоречит, то просто уйду».
Вы можете использовать эту установку для начала разговора с заказчиком: «Вы, конечно, разбираетесь в этом лучше меня, и поэтому мне очень важно, чтобы мы с вами поняли, как это делать». Напоминайте клиенту, что он разбирается в этом лучше, а вы готовы идти ему навстречу.
— Цель — это договориться, а не отстоять конкретный текст.
Нет такой задачи «отстоять текст», «защитить его» и сделать, чтобы в итоге он был именно такой, каким вы его написали. Когда вы принимаете это для себя, то разговаривать становится намного легче и вы делаете то, что ведет вас к цели — то есть помогает договориться с заказчиком.
— Задавать открытые вопросы означает получать больше информации.
Задавайте клиенту развернутые открытые вопросы, чтобы получить от него максимум входящей информации. Возможно, что пока вы выясняете, что он имеет в виду, он сам убедится в несостоятельности своей позиции или вы лучшего его поймете.
— Вопрос «как мы можем это решить» должен быть постоянным рефреном в ходе переговоров.
Самое главное — это не выяснить, что не так или кто в этом виноват. Самое главное — это понять, как вы можете оперативно получить подходящий всем сторонам результат. Именно эта задача и должна быть все время в фокусе.
Решите для себя, какой финал разговора с заказчиком вас устроит, и идите к нему. Причем не исключайте для себя никакой из вариантов: в том числе, прекращение договорных отношений. Потому что люди бывают разные и ваша первичная диагностика вменяемости человека могла быть неверной.
Если вас унижают, оскорбляют, разговаривают в недопустимом для вас тоне, то вы, разумеется, можете и должны прекратить общение. Вы выбираете клиентов так же, как и они выбирают вас. В этой главе я хочу снова вам об этом напомнить.