Цель: понять, будете ли вы работать с клиентом и озвучить свои условия.
— Чем вы занимаетесь? Какие услуги или продукты предоставляете?
(Например, мы риелторская компания).
— Какие у вас сейчас есть задачи?
(Например, нам нужен сайт/нам нужны посты в социальные сети).
— Какие задачи он должен решать?
(Например, мы хотим запустить рекламу о быстром выкупе квартир, и сайт должен побуждать человека нам позвонить, если он хочет продать квартиру).
И вот тут уже важен ваш опыт и быстрота реакции. Потому что люди очень часто не отличают сайт* от лендинга**, и ваша задача — их скорректировать и прояснить ожидания.
— Правильно ли я понимаю, что мы говорим об одностраничном сайте, рассчитанном на разовую рекламную акцию? А есть ли полноценный сайт компании, могу ли я с ним ознакомиться?
Почему это важно? Потому что квартира — товар дорогостоящий и покупать/продавать ее с компанией, у которой в интернете только лендинг, созданный начинающим копирайтером, будет мало кто. Люди проверяют биографию риелторских агентств, юристов и психологов и умеют пользоваться Гуглом. Если полноценного сайта нет, то, скорее всего, на разовую кампанию клиент зря сольет деньги. И тут может быть два варианта развития разговора: вы можете спросить, хочет ли клиент получить ваши рекомендации на эту тему (и если да, то озвучить ему свои опасения), или продолжить говорить о его задаче.
Я предпочитаю не брать заказы, про которые я понимаю, что скорее всего текст так не сработает. Поэтому не возьмусь ни в случае, который я описала выше, ни когда человек говорит, что хочет получить лендинг, чтобы сделать из него пост в социальные сети, включить таргетированную рекламу и продать новый курс на холодную аудиторию.
В этот момент я могу предложить прийти ко мне на консультацию по стратегии, либо закончить общение.
Если же задача звучит адекватно (например, мы хотим серию постов для соцсетей, так как создали новый продукт и пока не знаем, как о нем правильно рассказывать, хотим потренироваться и создать правильный ton of voice с вашей помощью), то я перехожу к обсуждению работы:
— Рассказываю о трехчастной системе редактуры и присылаю рыбу договора;
— Прошу прислать мне примеры нравящихся текстов (это такой дабл-тест — как правило, по общению все понятно, но всегда стоит лишний раз проверить, не расходятся ли наши представления о прекрасном);
— Примерно прикидываю, сколько часов у меня уйдет на работу, и озвучиваю предполагаемый ценник (уточняя, что в договоре скорректирую цифру на более точную);
— Рассказываю о системе оплаты с обязательной предоплатой и о том, что все платежи я провожу через ИП и договор.
Если моего собеседника и меня все устраивает, то мы назначаем дату подписания договора и следующего созвона.