— Говорят, что ты умеешь придумывать крутые метафоры. Можешь научить читателей? Что надо делать?
— На основе чистого языка мне пришлось придумать свой способ создания метафор в тексте. Почему пришлось? Потому что клиенты хотят не только разобраться с внутренними ограничениями и страхами, но и сделать свои тексты более живыми и образными. И не понимают, как. Хотя прочитали тысячи книг и даже прошли курсы писательства. Никто не говорит, как именно действовать, чтобы получилось интересно написать.
Люди лучше понимают язык метафор. Как объяснить то, что нельзя пощупать? Например, тот же страх изменений? В голову приходят общеизвестные сравнения — липкий ужас, ты как загнанный зверь и прочая банальщина. Я учу задавать вопросы себе, чтобы сформулировать новую необычную историю. Если кого-то пугает слово метафора, то можно назвать ее примером. То есть получается, что я изобрела новый способ, как научиться рассказывать на примерах. Хотя вполне может оказаться, что я изобрела велосипед :-).
Если коротко, то задача метода — увести свое сознание от идей, лежащих на поверхности, искать метафоры на более глубоком уровне. Сделать это можно только при помощи вопросов. Чтобы дойти до чего-то интересного, надо задавать вопросы к каждому слову из сравнения первого ряда. Например: я хочу написать про шампунь. Я думаю о нем, формулирую его основные преимущества, понимаю, чем он так хорош (то есть что продаем). Например, он очищает волосы так хорошо, что не надо намыливать голову два раза. И тогда на что он похож? Он похож на родниковую воду. Дальше забываем, что родниковая вода — это какая-то устойчивая конструкция и рассматриваем каждое слово отдельно. Родниковая — это что за вода? Ну, она ледяная, прозрачная. А еще что про нее есть? Ну, она как будто из древности, девственная.
Дальше берем самое интересное слово из последних. Девственная — это что такое? Это… и т.д. Потом берем слово «вода» и так же его ассоциируем. В какой-то момент в голове щелкнет — вот оно! Пока я не придумала, как чисто технически определить то место, где пора остановиться :-). Уверена, что люди с фантазией смогут понять это сами. Во всяком случае, копирайтеры с твоего текущего курса отлично понимают, когда находится та самая метафора. Каждый, кто попробовал найти метафору, нашел ее.
— Что такое терапевтическая метафора?
— Сама терапевтическая метафора не отличается от обычной. Терапевтическим является процесс ее создания. С помощью чистых вопросов мыслительный процесс замедляется, человек видит свою проблему как бы со стороны, в виде символов. Из которых создает кино или метафорический ландшафт. И ему так легче принять решение, как со своей задачей поступить.
— Что еще может дать читателю работа по твоей методике?
— Говорят, что задавание себе простых вопросов помогает не только украсить текст, но и о себе кое-что понять. Например, когда мы делали метафору про косметические средства, клиентка поняла, что у нее много табу и предвзятого отношения к индустрии красоты. Она увидела собственные ограничения. И это опять же история про интерес к себе. Без него ничего путного не выйдет. Ведь хорошая, забористая метафора берется не с потолка, а исключительно из собственных ощущений.
— Почему решила участвовать в организации курса «100 дней контента»?
— Да я не решала. Выпускники предыдущих курсов попросили же меня позвать :-). Это для меня бронебойный повод. Если моя работа нужна людям — я не могу отказаться. Но если серьезно, мне нравится работать на твоих курсах, потому что всегда что-то новое происходит. Каждый курс — это новые задачи. Моя, не побоюсь этого слова, миссия на земле — популяризация психического здоровья. Я мечтаю, чтобы люди начали заниматься им всерьез. Хочу, чтобы людям стало интересно жить.
Интерес — единственная эмоция, которая держит человека на земле. И если я могу поддерживать людей в развитии этого интереса, то моя мечта сбывается. Пусть и в отдельно взятом курсе :-). Когда человек учится, у него стресс. И некоторые бросают, отказываются от своего интереса. Я делаю все, чтобы этого не произошло. Беру на ручки.
— Что в его идеях тебе близко и кажется важным?
— Конкретно этот курс (100 дней) нравится мне индивидуальным подходом. Там ведь каждый будет заниматься своей задачей. Это непросто для всей команды. 25 человек — это 25 разных романов, драматических историй, сцен и диалогов. Это мой Голливуд.
— Что будет для тебя самой хорошим результатом курса?
— Самым лучшим, абсолютно точно, будут реализованные задачи слушателей. Если их тексты станут еще интереснее, если мне захочется делиться ими с друзьями. Моя задача поработать с каждым участником и придать ему уверенности.