Ольга Краснова: «Никто не сможет написать что-то стоящее о том, что ему неинтересно. В том числе и о себе»

Работать с творческими людьми сложно: то они обижаются, то они нервничают, то у них вдохновение пропадает, то они устали… Поэтому, когда я создала обучающий курс для копирайтеров, там довольно быстро появились коучи и формат «на ручки». Но мало кому удавалось действительно их поддерживать так, чтобы потом был результат. Оле удалось, и раз за разом мы получаем восторженные отзывы о ее работе. Именно ее позвали выпускники, когда предложили мне сделать курс «100 дней». Что же такое волшебное Оля знает о творчестве и творческих людях? Попробуем разобраться в диалоге.

Интервью с Ольгой Красновой

Вам нужно только выбрать, что вы ждете от своего текста и вы получите такую идею, о которой не подумаете «все это я уже сто раз видел». Наконец-то вам не нужно изобретать, о чем написать и как это сделать! Мы уже подумали за вас.
— В тех ситуациях, когда нужно представиться, что ты о себе говоришь?

— Я говорю, что я персональный коуч, тренер творческих состояний. Помогаю тем, кто работает со словом, текстом или только мечтает об этом, стать смелее и увереннее.

— А что о тебе говорят другие? Что удивительного слышала или читала о себе?

— Говорят, что со мной легко и приятно общаться. Удивительного ничего не могу вспомнить. Или про меня еще не так много пишут, или мнение других совпадает с моим. Это правда, что я гений общения и поддержки, что тут поделаешь. Если вдруг я прославлюсь и стану героем сплетен, то все равно не удивлюсь. Люди имеют право думать, что хотят.
интервью с ольгой красновой
Как ты решилась сказать публично «вот что я делаю и вот сколько это стоит»?

— Между этими двумя моментами прошло достаточно много времени. Я долго работала в компании, штатное расписание и оклад говорили это за меня. Когда я стала консультировать самостоятельно, то сразу заговорила об этом. А назвать цену за работу было не то что страшно, а скорее непонятно. Я с самого начала осознавала, что я могу дать очень много, потому что у меня талант. И я сейчас без смущения об этом говорю.

Продать высокую цену самой себе никак не получалось. Хотелось каких-то подтверждений, результатов. В какой-то момент я просто перестала париться и работала за любые деньги.
Однажды в 2014 году я поняла, что таксую на Бентли, когда получила гроши за очередную мега-прокачку человека.
Мне очень помог твой курс, где я училась продвигаться. И, конечно, чистый язык, который я обожаю. В мозгах что-то окончательно «щелкнуло», и теперь я могу легко говорить о стоимости.
Как думаешь, что мешает людям говорить о себе?

— Любимый вопрос. Принято думать, что люди якобы стесняются о себе говорить, Дескать, ну кому это интересно, да кто я такой, даже Нобелевскую премию не получил ни разу. Но я слышу за этим только одно — люди не знают, что о себе писать. Они не знакомы с этим человеком, он не вызывает у них самих никакого интереса. Сюда же относятся и непроработанные психологические проблемы, вследствие которых люди хотят опираться на внешнюю оценку. Отсюда и оголтелое накопительство дипломов всех мастей.
Никто не сможет написать что-то стоящее о том, что ему неинтересно. В том числе и о себе. Вот почему моя страница на Фейсбуке полна призывами идти на психотерапию, хоть я не терапевт совсем. У нас это надо всем.
Нравится ли тебе писать тексты? Как ты думаешь, можно ли полюбить этот процесс?

— Мне очень нравится. Хотя в школе за меня все сочинения писала старшая сестра. До тех пор, пока у нас не сменилась учительница по русскому и литературе. Она заставила нас думать, а не списывать у Белинского. Это она сделала меня человеком. Меня не надо было заставлять думать, мне надо было разрешить.
Полюбить процесс писательства можно, конечно. Ведь что такое писать? Это на 80% думать и на 20% — сложить буковки. Думать умеют все. Но проблема в том, что вы не хотите писать о том, о чем вы на самом деле думаете. А часто и не знаете, о чем думаете на самом деле.
Как ни крути, интересно написать можно только о том, что есть в твоем опыте. Без стыда и заигрываний с модой. Мой рецепт: если узнаешь, кто ты и как проявляешься в жизни, то и писать сможешь хоть в висе вниз головой над костром.
Ольга Красникова
Всем ли надо продвигаться с помощью текстов?

 — Продвигаться — первая ассоциация — значит «что-то продавать». Но продавать надо кому-то. И если ты знаешь, что твои покупатели любят читать и получать информацию в виде текста, то выхода нет. В моем мире я не знаю, кто может продвигаться без текстов. Даже объявление на столбе написать, и то надо уметь.

На самом деле, продвигаться нам приходится постоянно. Сайты знакомств хотя бы возьмем. Никому не нравятся пустые аккаунты. Все ищут интересного собеседника. А как это можно понять, если о вас ни слова не написано?
Слова очень много говорят о нас. И если молчать, то никто не узнает, что ты за человек. И ты рискуешь не исполнить своего предназначения. Да! Я произношу это слово на букву «п», хоть ты его и не любишь :-). Предназначение — как ты можешь послужить людям. Мы же для этого все тут собрались. Служить.
Если будешь молчать о своих талантах, кому-то не достанется твоей помощи. Мой приятель-философ говорит, что молчать — это быть навороченным компьютером, отключенным от сети. Лежать в коробке, морально и физически устаревать. Это совсем другой процесс, намного хуже, чем изнашиваться, работая.

— С каким запросом к тебе чаще всего приходят?

— Начинаем чаще всего со страха белого листа, прокрастинации и синдрома самозванца. Теперь добавился еще запрос на поиск хобби, что не может не радовать.

— И что ты им предлагаешь?

— Я предлагаю ощутить нужное творческое состояние и тренироваться быть в нем. Я знаю много приемов, как этого достичь. Иногда бывает достаточно просто сказать человеку, что-то, что с ним сейчас происходит, нормально и естественно.
Творчески устроенные люди — это дети. У них должно быть много игрушек, развлечений и поменьше рацио. Вот я через бирюльки и странные разговоры делаю так, что человек изучает себя и приучается к дисциплине и труду.
Что мешает людям писать? К кому с этим идти?

— Если человек про себя многое понимает, ему ничего не мешает. Бывает, что мешает окружение. Молодая мать хочет писать рассказы или еще как-то реализовать свою творческую часть, а семья не разделяет, не одобряет, порицает и как может мешает. И тогда она в печали. Это очень частый случай. Ищем способы добиться своего. Творчество — это же основа психического здоровья. Если его нет, то все очень плохо. Писательство, кстати, самое бюджетное хобби.

— Предъявлять себя еще и стыдно. Говорят же нам с детства «я — последняя буква в алфавите», может в этом есть какая-то правда?

— В алфавите да, последняя. И это лишний раз напоминает о правиле риторики, что в конце пишутся самые важные вещи.

— У тебя есть какая-то собственная методика, откуда она и в чем там фишка?

— Мне, наверно, рано еще говорить о собственной методике. Но если принять тот факт, что каждый консультант по определению имеет свою методику, и его методика — это он сам, то да. Мы работаем собой, своим опытом, своей интуицией. Бесконечно добавляя новые знания. Больше всего я люблю метод «чистого языка и символического моделирования». Это психотерапевтическая история, адаптированная к коучингу группой увлеченных британских ученых.

Чистый язык придумал австралийский терапвет Дэвид Гроув. Он предположил, что клиент получает лучший результат, когда терапевт не привносит в беседу своего мнения. Таким образом, у Дэвида получился список чистых вопросов, отвечая на которые, клиент сам рисовал метафорический ландшафт своего запроса. В коучинге это работает отлично, и я, в основном, стараюсь использовать этот метод.
Ольга Красникова интервью
Говорят, что ты умеешь придумывать крутые метафоры. Можешь научить читателей? Что надо делать?

 — На основе чистого языка мне пришлось придумать свой способ создания метафор в тексте. Почему пришлось? Потому что клиенты хотят не только разобраться с внутренними ограничениями и страхами, но и сделать свои тексты более живыми и образными. И не понимают, как. Хотя прочитали тысячи книг и даже прошли курсы писательства. Никто не говорит, как именно действовать, чтобы получилось интересно написать.

Люди лучше понимают язык метафор. Как объяснить то, что нельзя пощупать? Например, тот же страх изменений? В голову приходят общеизвестные сравнения — липкий ужас, ты как загнанный зверь и прочая банальщина. Я учу задавать вопросы себе, чтобы сформулировать новую необычную историю. Если кого-то пугает слово метафора, то можно назвать ее примером. То есть получается, что я изобрела новый способ, как научиться рассказывать на примерах. Хотя вполне может оказаться, что я изобрела велосипед :-).

Если коротко, то задача метода — увести свое сознание от идей, лежащих на поверхности, искать метафоры на более глубоком уровне. Сделать это можно только при помощи вопросов. Чтобы дойти до чего-то интересного, надо задавать вопросы к каждому слову из сравнения первого ряда. Например: я хочу написать про шампунь. Я думаю о нем, формулирую его основные преимущества, понимаю, чем он так хорош (то есть что продаем). Например, он очищает волосы так хорошо, что не надо намыливать голову два раза. И тогда на что он похож? Он похож на родниковую воду. Дальше забываем, что родниковая вода — это какая-то устойчивая конструкция и рассматриваем каждое слово отдельно. Родниковая — это что за вода? Ну, она ледяная, прозрачная. А еще что про нее есть? Ну, она как будто из древности, девственная.

Дальше берем самое интересное слово из последних. Девственная — это что такое? Это… и т.д. Потом берем слово «вода» и так же его ассоциируем. В какой-то момент в голове щелкнет — вот оно! Пока я не придумала, как чисто технически определить то место, где пора остановиться :-). Уверена, что люди с фантазией смогут понять это сами. Во всяком случае, копирайтеры с твоего текущего курса отлично понимают, когда находится та самая метафора. Каждый, кто попробовал найти метафору, нашел ее.

— Что такое терапевтическая метафора?

 — Сама терапевтическая метафора не отличается от обычной. Терапевтическим является процесс ее создания. С помощью чистых вопросов мыслительный процесс замедляется, человек видит свою проблему как бы со стороны, в виде символов. Из которых создает кино или метафорический ландшафт. И ему так легче принять решение, как со своей задачей поступить.

— Что еще может дать читателю работа по твоей методике?

 — Говорят, что задавание себе простых вопросов помогает не только украсить текст, но и о себе кое-что понять. Например, когда мы делали метафору про косметические средства, клиентка поняла, что у нее много табу и предвзятого отношения к индустрии красоты. Она увидела собственные ограничения. И это опять же история про интерес к себе. Без него ничего путного не выйдет. Ведь хорошая, забористая метафора берется не с потолка, а исключительно из собственных ощущений.

— Почему решила участвовать в организации курса «100 дней контента»?

 — Да я не решала. Выпускники предыдущих курсов попросили же меня позвать :-). Это для меня бронебойный повод. Если моя работа нужна людям — я не могу отказаться. Но если серьезно, мне нравится работать на твоих курсах, потому что всегда что-то новое происходит. Каждый курс — это новые задачи. Моя, не побоюсь этого слова, миссия на земле — популяризация психического здоровья. Я мечтаю, чтобы люди начали заниматься им всерьез. Хочу, чтобы людям стало интересно жить.

Интерес — единственная эмоция, которая держит человека на земле. И если я могу поддерживать людей в развитии этого интереса, то моя мечта сбывается. Пусть и в отдельно взятом курсе :-). Когда человек учится, у него стресс. И некоторые бросают, отказываются от своего интереса. Я делаю все, чтобы этого не произошло. Беру на ручки.

— Что в его идеях тебе близко и кажется важным?


 — Конкретно этот курс (100 дней) нравится мне индивидуальным подходом. Там ведь каждый будет заниматься своей задачей. Это непросто для всей команды. 25 человек — это 25 разных романов, драматических историй, сцен и диалогов. Это мой Голливуд.

— Что будет для тебя самой хорошим результатом курса?

 — Самым лучшим, абсолютно точно, будут реализованные задачи слушателей. Если их тексты станут еще интереснее, если мне захочется делиться ими с друзьями. Моя задача поработать с каждым участником и придать ему уверенности.
Интервью с Ольгой Красниковой
Сколько времени отнимает продвижение сейчас?

 — Ты знаешь, я всегда мечтала избавиться от ощущения, что я работаю. Я лентяйка и дитё. Сейчас продвижение не занимает вообще никакого времени. Мне хочется что-то написать, рассказать, я беру и пишу. Не получается у меня писать для продвижения. Как ни старалась, не могу.

— Какие результаты приносит?


 — Хорошие. Клиентов становится больше, они все интереснее, сложнее. Самое главное, я сама расту и развиваюсь. Наверно, это больше, чем деньги.

— Кем восхищаешься и кого из блогеров читаешь?

Много кого читаю. Тебя, конечно же :-). Аню Зарембо, Лилю Ким, Татьяну Толстую, Джона Шемякина, Александра Цыпкина, Славу Сэ, Олега Батлука, психологов, коучей, выпускников твоих курсов читаю с особым удовольствием. Лена Росяева, например, для меня открытие прошлого года. Я восхищаюсь текстами, где есть юмор, ум и честность. Это главные критерии.

— Что хотела бы делать для своих проектов, а пока не делаешь?

 — Я хотела бы развить свой клуб «Смелость жить интересно». Его надо хорошенько оформить, а у меня руки не доходят. Почему-то пока он для меня не совсем понятен. Хотя я знаю, что он нужен большинству людей. Смелость жить творческую жизнь — это, я уверена, маст хэв сегодняшнего дня. Люди привыкли жить, как надо. А как хочется, не понимают или боятся. Не знаю, может слово «смелость» само по себе пугает людей. Если кого-то пугает, им надо просто познакомиться со мной. Я очень смелая. И в то же время совсем не страшная :-).

А вот для этого мне надо выползать в прямые эфиры. И этого я тоже не делаю. Почему? Пока не описала себе, в чем для меня кайф от этого :-). Пойду, кстати, поспрашиваю себя с пристрастием.
Читайте также: