— А как тексты вообще появляются?
— Приходит мысль, и я ее записываю. Я чуть-чуть ее обрабатываю, когда записываю, для того, чтобы она была читаемой. Но если говорить, с чего я начинала — с понимания, кто твой адресат. Текст без адресата — просто мысль в воздух. Он не получится, потому что все-таки текст — это коммуникативный акт. Направленная коммуникация получается, если я представляю себе, кому я это адресую.
— Сейчас кто-то говорит, что в интернете сегодня работают только обработанные фото, постановочные кадры, все должно быть очень нарядно и глянцево, а кто-то, наоборот, говорит: нет, снимать на дрожащую камеру видео, на телефон, максимум искренности и аутентичности. Вы в каком лагере? За то, чтобы все было красиво и на камеру или за то, чтобы все было супераутентично?
— Я за всякое. Я за то, чтобы быть разными. Про то, чтобы и погламурничать и про то, чтобы в бытовом каком-то варианте быть. Я за жизнь во всех ее спектрах. Зачем себя запихивать в какую-то рамку? Раньше было модно только гламур, все старались всё это сделать. Когда поняли, что все звезды зафотошоплены — всем стало интересно, как оно в полной уязвимости. Мне нравится и то, и другое.
— Нина, вы много продуктов создаете, активно пишете, снимаете что-то — не утомляет? В какой-то момент не хочется сказать: блин, да пошло вообще оно все, пойду чем-нибудь новым позанимаюсь?
— Регулярно. Просто ненадолго — на несколько часов. Обычно я пошла, переключилась, позанималась чем-то новым — глядишь, появились силы на то, что делаю регулярно. Вот это переключение, оно как раз и обогащает. У меня есть правило обязательно переключаться, то есть не зависать надолго, иначе истощение наступает и потом трудно восстановиться.
— А есть что-то, что мешает себя продвигать?
— В мире все время возникают самые разные помехи. Только ты собрался написать праздничный продающий пост с азартом, со слюной, с пеной, с шарами и со всем остальным… У тебя идея, у тебя энергия брызжет, и тут ты узнаешь, что произошла какая-то вселенская катастрофа, в мире день траура и все. Если ты сейчас вот с этим — с шарами со всеми — выйдешь в люди, то мало того, что ты ничего не продашь, ты еще вызовешь бурный откат, потому что люди отнесутся к тебе как к человеку не чувствительному. В такие дни говорю себе — у меня три дня выходных, погружаюсь в экзистенциальные темы и не продаю ничего. Во время Чемпионата мира или Олимпиады тоже о чем-то кроме очевидного говорить сложно.
— Как вы относитесь к ньюсджекингу, когда пост начинается про певицу Нету и про то, что она победила на Евровидении, а заканчивается призывом купить тренинг?
— Плохо отношусь. Во-первых, у автора бедно с фантазией, потому что это банально, избито и все так делали уже три года назад. А во-вторых, для меня это использование чужого, в этом есть какая-то неэтичность. Это то же самое, что кто-то взял мой текст и использовал для рекламы своего тренинга, например.
— А как, кстати, к такому относитесь? Судитесь, не судитесь, пишете гневные письма?
— Поначалу у меня много было эмоций и чувств на эту тему — возмущение и желание всех задушить. Мол, я тут тружусь-тружусь денно и нощно, а кто-то просто берет и ворует. Потом я стала немножко попроще к этому относиться — во-первых, потому что наша законодательная база пока еще не позволяет тут же защищать свои интересы и нужно много над этим работать. Но главное, я поняла, что скоммуниздить чужой текст — это путь в никуда. Да, ты продашь, но когда человек тебя увидит, он поймет, что текст не соответствует продаваемому продукту.
Что делать? Использовать эти факты. Говорить о том, что такие-то такие-то люди не являются специалистами, потому что они нарушают этические правила. Это тоже пиар, это тоже реклама, и, делая такую работу, они все равно нас рекламируют. Так или иначе. На чужом не продвинешься. Человек, который пользует чужое, не развивается, а значит, он рано или поздно прогорит.
— Что для вас этика — что-то не писать, или в каких-то дискуссиях не участвовать, или какие-то темы не поднимать? Есть ли какие-то внутренние ограничители?
— Для меня этика напрямую связана с соблюдением баланса интересов моих с другими людьми. Когда я собираюсь какое-то действие совершить, я думаю, насколько это навредит людям, с которыми я хочу оставаться в отношениях? Насколько это идет вразрез с их интересами? Если мое мнение задевает интересы близкого человека, я стараюсь высказать его так, чтобы оно приносило и пользу. Для меня это очень важно.
— Давайте иначе спрошу. Вот кого-то из психологов опять песочат в соцсетях. Будете участвовать?
— Участвовать, прямо участвовать — нет. Почему? Потому что я никогда не видела этих людей в работе. А значит, я могу отозваться только на цитату. Например, когда прямой текст идет — человек высказался вот так вот, я могу озвучить свое отношение именно к этой фразе. Как человек работает — я не видела, на себе не испытала, судить не могу. Проинтерпретировать его действия можно по-разному, я видела многажды, когда безобидные ситуации переворачивали таким образом, что человек представал в ужаснейшем свете. Слухам я не доверяю. И зачем мне участвовать в том, про что я 100% не знаю, как оно было на самом деле?
— А есть хейтеры у вас, которые про вас рассказывают всякие истории?
— Хейтеры есть. И в какой-то момент я стала центром публичного скандала. Это был один из первых сетевых скандалов про психологов. Для меня это была жесточайшая история. Я не могу разглашать подробности, потому что на этическом комитете было принято такое решение — не раскрывать всю эту историю в интересах клиента. Но это было страшно. А никакого регламента о поведении психолога в интернете на тот момент не было.