Учимся заканчивать тексты

«Размышления об особом характере финалов у Гоголя собственно гоголевским материалом не исчерпываются. Я имею в виду возможную типологию авторов (или текстов) как финитных или инфинитных, если воспользоваться математической терминологией. Так, нетрудно увидеть, что Лермонтов или Платонов — писатели инфинитные, что финалы их произведений чаще всего не удерживают инерции основных смыслов текста (формально законченные тексты могут быть продолжены). Тогда как, скажем, Лев Толстой, скорее всего, предстает как писатель финитный: у него вообще финал текста приходит нередко раньше, нежели его формальное завершение, книга заканчивается раньше себя самой».

Леонид Карасев, «Вещество литературы»

Как можно закончить текст

Вам нужно только выбрать, что вы ждете от своего текста и вы получите такую идею, о которой не подумаете «все это я уже сто раз видел». Наконец-то вам не нужно изобретать, о чем написать и как это сделать! Мы уже подумали за вас.
как и чем закончить текст
Когда вы заинтересовали и удержали читателя в двух третьих текста, появляется новая задача: достойный финал. Именно последняя ложка блюда определяет его послевкусие. Именно финал определит основное впечатление от вашего текста. Важно, чтобы он удался. Давайте продолжим разбираться с теми же типами текста, что рассматривали в предыдущих главах.

Первые две части были посвящены вам: вы рассказывали что-то о себе, своем восприятии какого-то продукта или своем видении клиентской ситуации. Третья часть посвящена читателю, его проблемам, его вопросам, которые у него могли возникнуть, его задачам, которые вы готовы решать, диалогу и прямому разговору с ним. Особенно это важно для репутационного текста.

Учимся заканчивать разные тексты

Репутационный текст (текст про эксперта)

Из третьей части текста вы максимально убираете себя и истории про то, какой вы или ваш герой молодец, и сосредотачиваетесь на читателе, на том, что вы могли бы ему посоветовать и порекомендовать, на том, что он может еще посмотреть и почитать по этой теме. Завершение репутационного текста — максимальная польза для читателя и внимание к его задачам.

Продающий текст

Здесь все не так. Товар/услуга выходят на передний план, потому что важно, чтобы человек закончил с ощущением, будто хочет позвонить, что-то узнать, связаться с вами, приобрести что-то из того, что вы предлагаете. Поэтому не стесняйтесь поместить в финал прямой призыв к действию, объяснение, почему надо покупать сейчас, и объяснение, как это сделать. Не забудьте про координаты и инструкции, как с вами связаться. Можно еще раз перечислить достоинства продукта или услуги, подвести итоги того, что вы рассказывали в первой и второй части.

Статья о географическом месте

Финал в таких текстах часто эмоционален. Хороший способ снять избыточность эмоций — анкетный подход: выбираете несколько вопросов, на которые даете ответы.

Например, в блоге «Нетюленьи путешествия», который я модерирую, статьи заканчиваются ответом на вопрос, где жить, рекомендациями нескольких точек, где поесть, и еще несколькими рекомендациями, как добраться.

Однотипный финал в каждой статье создает единую стилистику блога, а с другой стороны, снимает эмоциональный накал, который нарастал на протяжении первых двух частей. Сначала вы делали так, чтобы человек захотел там побывать, управляли его эмоциями, включали в процесс. Затем вы рассказывали свои истории и включали его в эти истории. Теперь время вывести его на ровное информационное плато.

Интервью

Многое зависит от того, что вы хотите, чтобы было дальше. Если это персонаж, о котором вы хотели бы поговорить дальше, например, чтобы под текстом развивалась дискуссия, значит, в конце можно подвесить интригу. Если хотите, чтобы за услугами этого человека обратились к вам, этот ход тоже уместен. Можно сформулировать в финале какой-то открытый вопрос, которым создать повод для обсуждения с читателями и повод для контакта.

И наоборот, если единственной целью было презентовать героя вашего интервью, то интересен какой-то яркий финал. Как вариант, кульминацию можно сместить в третью часть и рассказать о нем что-то такое, что запомнится, останется хорошим послевкусием, и человек с этим уйдет.

Художественный текст

Важно закончить художественный текст на той эмоции, которую вы хотели донести, давая ее через атмосферу, через героев, через прямое описание их чувств. Важно не называть эмоции напрямую, а описывать через окружающие предметы: через то, как шумит лес, ощущается ткань под руками, через телесные ощущения героя (горячо под воротничком, мурашки по рукам). У любой эмоции есть телесное воплощение и воплощение в окружающем пространстве. Если вы создаете эмоцию страха, то лес шумит тревожно, облака сгущаются и ветер завывает. Если вы создаете ощущение радости и света, то и лес у вас будет шуметь приветливо, и облака разбегутся, и солнце выглянет. Смотрите, что вы можете дать читателю, чтобы он получил вашу эмоцию. А как он ее может получить вместе с вами? Через героя, через предметы, через пейзаж. Найдите тот инструмент, который вам близок, который вам нравится и через который вы сможете это дать.

Рассылка

Можно использовать анкетный подход. У меня, например, рассылка заканчивается рекомендацией трех книг (каждую неделю новых), которые стоит читать. До этого я рекомендовала пять статей, которые были актуальны на этой неделе в той сфере, о которой я пишу. Здесь подойдет какой-то блок, который переходит из рассылки в рассылку и про который читатели знают, что могут найти там что-то для себя: полезные книги и статьи, интервью с интересными людьми или что-то еще.

Даже если ваша рассылка посвящена продажам и вы через нее информируете клиентов о скидках, новых акциях, вебинаре и прочем, не поленитесь, сделайте «анкетный хвост», в котором есть какая-то традиционная для них польза. Это хороший жест заботы о читателе и, поверьте, он всегда будет оценен: люди привыкли к тому, что в письмах продающей рассылки им обязательно будут что-то продавать. Если вам удастся отойти от этих стереотипов и не только продавать, но и приносить пользу, то вы не только получите лояльных клиентов и уважение рынка, но и заработаете гигантский бонус в карму за работу на то, чтобы изменилось отношение к рассылкам, чтобы люди перестали их воспринимать как инструмент только для продаж.

Сторителлинг

Я люблю кольцевую композицию. Посмотрите, с чего вы начали текст, и завершите зеркальной ситуацией. Верните героя в тот контекст, который вы описывали в начале, и таким образом посмотрите на тот путь, который он прошел.
Читайте также: