— Что такое ты себе сказала, чтобы продолжить работать, несмотря на неудачи? Чем себя поддерживала?
— Меня поддерживал дикий драйв и кайф предыдущих двух месяцев. Я выжила на них в тот день. У меня внутри меня была плита уверенности, что ну невозможно получать такой кайф, если все так плохо. И значит не «все плохо», а «сейчас все разрулим, сейчас». И как-то с этой мыслью я все прошла. И еще важно, что я в каких-то ситуациях очень спокойно говорю: «Я не умею». Несмотря на весь свой опыт, на все свои какие-то достижения, я всегда могу легко написать человеку: «Слушай, я в этом ничего не понимаю, вот дай мне консультацию, мне нужно, чтобы ты мне все объяснил». Я считаю, что нормально не уметь, не знать. Да, я считала, что я знаю все лучше всех, все умею. Выяснилось, что ни хрена я не умею? Классно, давайте поучимся!
— Как ты думаешь, от чего невозможно защититься даже суперпрофи?
— Единственная вещь, которую не спрогнозируешь и не обеспечишь — это мнение окружающих. Как бы идеально ты ни сделал конференцию, какой бы ни был офигенный контент, найдутся те, кто скажут «контент, конечно, у вас полное дерьмо». Это будет один человек, условно, из тысячи, но он тебе об этом сообщит. И ты говоришь: «А что не так конкретно, можно по пунктам?» — «Да все». Вот от этого нельзя застраховаться.
— Как ты реагируешь, когда ты видишь, что о тебе, или о твоем проекте, или о твоих коллегах пишут гадости?
— Давай разграничим. Когда говорят что-то о моем проекте, я стала намного спокойнее. Если во времена первых конференций я могла три дня ходить, разгонять народ в этих комментариях, отстаивать, какая на самом деле была прекрасная конференция, то сейчас я просто не прихожу в эти комментарии. Мир большой, конференций много, вы найдете свою. А вот когда что-то говорят, не дай бог, о команде или, не дай бог, переходят на личности, то это больно. И я могу опять не сдержаться. Но — я учусь. Какие-то исчерпывающие формулировки, книжки про черную риторику, Чалдини перечитываю раз в два года. Да, они могут говорить все, что они считают нужным. А я имею право реагировать так, как я считаю нужным. Очень легко стало людей просто банить за неадекват.
— Скажи, пожалуйста, о чем сама любишь писать, доставляет ли тебе удовольствие твой блог, и, вообще, в каких ты сейчас с ним отношениях?
— Мы сделали из «Event-маркетинга от А до Я» за последние полтора года, наверное, уже не личный блог, а групповой. Мы пригласили туда всех, кто готов что-нибудь писать, делиться, плюс переводим статьи, берем интервью… Получился мультиблог, который прямо как СМИ такое нишевое живет и уже потихоньку готовимся переводить это все на сайт.
К личному блогу я отношусь странно. Пишу, когда хочется: вот у меня дети что-то вчера в ресторане продемонстрировали, я села, написала пост про детей. До этого мне не хотелось писать про детей, не хотелось писать ни про что — я и не писала. Я не хочу и не умею писать по контент-плану: два поста сначала вовлекающих, потом продающих, потом снова какой-нибудь разгоняющий комментарий, потом продающий. Не умею, не люблю, не практикую. Когда книгу написала, мне полгода вообще не хотелось делать ничего, ну, я и не писала.
— Как считаешь вообще, зачем предпринимателю тексты, должен ли он их уметь писать сам, хотеть писать сам?
— Слушай, он не должен. Если у него не стоит на это, не надо заставлять себя писать. Если ему это легко и получается — это замечательно. Я с удовольствием читаю те немногие блоги именно предпринимательские, которые я себе накопала. Но вот эту обязаловку, что если у тебя нет прокачанной личной страницы в фейсбук, то ты так себе предприниматель — я прям не люблю. Я знаю очень много успешных людей, у которых не то что прокачанной страницы в фейсбук нет — у них вообще нигде никакого аккаунта нет. Это не мешает им быть успешными предпринимателями прекрасными совершенно.
— Как ты думаешь, что самое важное для классного ивента, какие ингредиенты у этого коктейля?
— Идея. Должна быть идея классная, незаезженная, отстоящая от всего, что уже есть на рынке. По каким угодно категориям, но отстоящая. Со сформулированными уникальными фишками. Должен быть хороший лендинг, должен быть классный текст. Еще нужна очень сильная команда, которая это все делает, начиная от дизайна и заканчивая командой волонтеров. И все это с улыбкой. Я когда брифую волонтеров, первое что говорю: «Улыбайтесь. Покажите, вы умеете улыбаться? Кто не умеет улыбаться, сейчас пойдет домой». И они все улыбаются. Плюс, конечно, маркетинг — без нормального маркетинга крайне мало что можно продать.
— Получается, что несколько вещей: идея, люди, упаковка и продвижение, да? Как ты думаешь, работает ли это, работают ли эти же ингредиенты для других продуктов — то есть для успешного блога или для успешного текста?
— Ну давай покрутим. Идея нужна, люди — в данном случае, автор — нужен. Коммьюнити важно, тоже люди. Когда делаешь большие события на дистанции, без комьюнити их просто не сделать. Упаковка — тоже важно, потому что блогу нужны и классные картинки, и видео, и разнообразный контент. Это должно быть читаемо, юзабельно и с ним должно быть удобно. И продвижение нужно тоже.
— Получается, что концепт успеха всегда один? Давай к комьюнити приложим: вы создаете классные площадки, где людям комфортно общаться.
— И то же самое же получается. Нужна идея, вокруг которой люди будут объединяться, нужна команда, которая будет вкидывать туда тему, поддерживать это все, растить это все, вовлекать, конечно. Есть упаковка, и есть продвижение. И еще очень важная штука, как мне кажется — это внимание к тем людям, для которых ты все это делаешь. То самое — волонтеры должны улыбаться, а контент должен быть понятным образом организован. Забота — это ключевой элемент повышения эффективности чего угодно.
— Если бы ты вернулась в тот день, когда начиналась вся эта история: ты придумала и решила проводить первую конференцию — что бы сказала себе? «Вот пять вещей, Наташа, которые тебе стоит знать, вписываясь в это во все».
— Я бы себе сказала одну только вещь, и эта вещь — «не бойся». Потому что все остальное, оно очень органично получается, появляется и разрастается, разветвляется. И, безусловно, да, работай только с профессионалами.
— А можешь рассказать, как это? Ну как не бояться, когда ты делаешь новое, когда ты вылезаешь в какое-то новое пространство, когда ты делаешь что-то непривычное? Что такое «не бойся»?
— Слушай, да «не бойся» — это годы психотерапии, на самом деле. Да, годы. Потому что это про выстраивание границ, это про окружающих, про их оценки, про то, как с ними коммуницировать. Про то, как себя восстанавливать, как себя не давать разрушать, про ценность себя. И это только постоянная работа, болезненная такая, очень жесткая, не всегда успешная, но реально, да, только так.
— Как вдохновляешь себя?
— Знаешь, вот эти чуваки, которые прыгают со скалы в таком костюме с крыльями — вот с такими перепончатыми. У них на шлеме камера, и они летят с адской скоростью — со скоростью свободного падения, парения, и они это все снимают. Им же тоже, наверное, страшно, но они же как-то это делают? Я вот часто про них думаю, я думаю: если он прыгнул с этой скалы с этим шлемом, то я-то, господи, а я пойду и вот это напишу, например… И это азарт. А еще, уверенность. Когда ты уверен в том, что ты делаешь, тебе не так страшно. И тебе азартнее… А уверенность приходит с опытом. От того, что ты делаешь не первую конференцию, а 25-ю, от того, что ты пишешь не первый текст, а 1000-й, уверенность, конечно, приходит.