— Как ты думаешь, что влияет на их принятие решения? Почему они тебя выбирают?
— Я работаю в сфере психосоматики и сексологии. Это довольно сильная специфика и мало кто с этим в принципе грамотно работает. Поэтому иногда ко мне приходят со случаями, с которыми больше некуда человеку пойти.
— А как ты пришла от такой популярной позиции для психолога «мои клиенты — все» к тому, что все-таки есть своя ниша и своя специализация, специфика, что ее можно развивать?
— Мне всегда хотелось заниматься именно психосоматикой. Моя еврейская бабушка была врач и в семье у меня было много врачей. А я, с одной стороны, не хотела идти именно в медицинский, но с другой — все равно хотела как-то работать с человеческим телом, с его потребностями и болями. Когда я научилась читать, моя первая книжка была «Патологии мочевого пузыря» — потому что читала я все, что подворачивалось под руку, а это вот и подвернулось.
Теперь я могу читать те же самые анализы, говорить про болезни, так что я в своей стезе, которая видимо была предопределена. Одна из моих профильных тем — расстройства пищевого поведения. И это тоже психосоматика, стык физиологии и психологии, которая меня интересует. Вот есть симптом, есть проблематика – можно с этим работать, и вот есть результат. Мне кажется, у меня склад характера такой, что я лучше всего могу именно это, а не с более общими запросами.
— Что для тебя текст как инструмент?
— Текст помогает мне сформулировать что-то, что потом я могу использовать в лекциях. Я же не читаю лекции по учебнику, а когда формулируешь текст, внутри него складывается какая-то логика, которую потом можно использовать. Нащупываешь примеры, образы, детали. Мне, в принципе, нравится писать.
Я не пишу никогда по плану. Обычно у меня возникает какая-то идея и я ее быстро превращаю в текст. У меня не бывает такого, что текст «отлеживается». А если я сразу не дописала, то потом сто процентов не напишу этот текст, все заготовки можно будет выбрасывать.
— Есть ли что-то, что ты сознательно делаешь для своего продвижения?
— Да, есть. Я создала бизнес-страницу в Фейсбуке, наняла копирайтера и мы вместе с ней ведем эту страницу. Для «Обучения психологов и врачей» мы с ней делаем план на месяц: что будет происходить, какие темы, какие мероприятия. Она под эти мероприятия делает посты, пишет, привлекает аудиторию. Периодически мы делаем какие-то и конкурсы там, и проводим вебинары. Это продвижение скорее не меня как психолога, а меня как преподавателя. Оно работает.
И мне очень помогает то, что это делаю не я лично, а копирайтер. Хотя она меня всегда спрашивает: «А где вот это, а где то, а пришли мне вот это описание». Но с того момента, как я решила все это делегировать, реально стало легче.