В разделе «О себе» у Вероники написано: «Не нужно обсуждать меня и моих героев. Делитесь своим». Это правило она неукоснительно соблюдает в блоге и банит всех несогласных. Жесткая позиция? Возможно. Но Вероника в ней уверена. Говорим с экзистенциальным психологом о том, как она пришла к нынешней стратегии продвижения себя с помощью текстов.
— Как думаете, что притягивает к вам клиентов, что притягивает вашу аудиторию?
— Начнем с того, что у меня все-таки аудитория специфическая. У всех нас есть общие ценности, цели и интересы. А точнее, мы находимся в терапии. Кто-то пока не находится, но интересуется этой темой и собирается ее для себя открыть. Я думаю, что моих читателей привлекает сам формат моих записок о терапии. Формат у моих текстов, безусловно, есть. И есть своя индивидуальность, яркость, харизма. Но, самое главное, как мне кажется, что привлекает людей — это описываемый опыт. Именно описание моего личного опыта: как проходили те или иные кризисы, как работала с клиентами, что они проживали, что я проживала — это откликается людям, так как они и сами проживают нечто подобное.
— Откуда сегодня в основном приходят клиенты?
— Со страницы Facebook. Хотя у меня есть страница ВКонтакте, я сейчас начинаю развивать свою страницу в Instagram, есть канал на YouTube, но наиболее эффективной для меня стратегией стало создание страницы на Facebook.
— Как строились отношения с текстом?
— Думаю, что это все-таки было с детства заложено — какой-то талант, способности. Я начинала писать стихи, повести, мне это очень нравилось. Потом мои записи прочитала мама, показала учительнице русского языка. Это было опытом скорее неприятным. Потому что они-то восхищались написанным, а вот я совсем не восхищалась тем, что они взяли тайком мои записи. Сейчас я могу над этим смеяться, конечно, потому что это все уже прожито и пережито, но когда-то это было очень неприятно и даже травматично. Я забросила тексты.
— И когда вы вернулись к текстам?
— Мне было уже почти под 40, когда я пошла учиться на психолога. В ходе курса нужно было написать эссе, и мне моя преподавательница сказала: «Вероника, тебе надо писать, у тебя получается». Я ей очень благодарна, потому что, как я теперь понимаю, ее слова стали разрешением от авторитетной родительской фигуры. С тех пор я начала пробовать.
— Было ли страшно публиковать свои тексты?
— У меня было очень много страхов. Мне казалось, что ничего интересного я не пишу, все уже давно написано. Переживала, что читателям будет неинтересно и что все увидят мои ошибки или будут критиковать какие-то мои идеи.
— Как вы с этим справились? 90% людей, которые приходят на курс, говорят мне о том, что они не пишут, потому что у них есть выраженный страх оценки, страх ошибиться… Что делали с этим?
— Я очень хорошо помню этот жуткий страх. Я даже помню моменты, когда я напишу какой-нибудь пост, потом меня прошибет пот от страха, и я его удаляю. Удаляла, чтобы только не иметь дело с последствиями. Еще помню, как сравнивала — сколько у меня лайков, а сколько у других. И когда видела, что у других лайков больше — страдала. Помню, как удалила пост, потому что просто не смогла справиться с этим переживанием. Что я делала? Просто все это рефлексировала и пыталась найти себя в этом.
— Вы обсуждали это с терапевтом или как-то самостоятельно справились?
— Конечно, и с терапевтом, и самостоятельно работала. Львиная доля всей работы пришлась именно на внутренний процесс. Я себя успокаивала, говорила себе: «Все понятно, ты боишься», признавала как-то свои процессы. И постепенно пробовала снова. Но и аудитория мне тоже помогла. Когда я видела, что люди отзываются, что у них как-то резонируют мои тексты, я поняла — да, какие-то способности у меня есть и, собственно говоря, почему бы их тоже не присвоить. И я их присвоила.
— А помните ли вы, в какой момент вы себе сказали, что, кажется, у меня получилось? Было ли такое какое-то четкое ощущение, что успех пришел?
— Да, было такое ощущение. У меня был страх, связанный с книгой. Мои книги нигде не брали, просто решительно нигде не брали — я имею в виду издательства. Я тогда еще не понимала, почему их не берут. Видела в Facebook восторженные отзывы и благодарности и недоумевала: почему же издателям не нравится? Конечно же, я на издательства тоже спроецировала родительскую фигуру: «Значит, я недостаточно хороша». Стала про это переживать и решила спросить у читателей — а делать-то что? Это был какой-то рубикон. Как так открыть перед всеми свою уязвимость и сказать: «Люди, почему книжки мои нигде не публикуют»? Эти сомнения длились не один день. Но потом я выложила пост с вопросом, и то, что произошло дальше, меня поразило. Меня поразило огромное количество предложений, которые мне сделали. Поразило, сколько поддержки я получила. И одно из предложений впоследствии сработало — человек помог мне издать две книги. Всего под постом было больше 200 комментариев, и я подумала: «Ну ничего себе! Наверное, я не зря все это делаю». Вот в этот момент это произошло.
— Есть ли какой-то процесс написания текстов? Пишете ли вы план или просто пишете по наитию, есть ли какая-то система?
— У меня нет никакого плана. Пишу спонтанно, если идет искра. Искру зажигает чаще всего работа на сессиях. Вот прошла сессия, и меня что-то жутко заинтересовало, я увидела там какую-то взаимосвязь, меня посетил какой-то инсайт, или у клиента был инсайт — все это меня вдохновляет. Это действительно похоже на искру — она высеклась, и она меня зажгла. Если я в этот момент начинаю писать текст, то, во-первых, я его напишу очень быстро — буквально 15−20 минут, не больше, во-вторых, он будет заряжен чем-то, он реально будет заряжен этой искрой. Начала я писать, наверное, лет семь назад, тогда было все по-другому. Я, естественно, пыталась писать правильно и красиво, все это было ужасно натужно, мне не нравилось, разочаровывало. А сейчас я просто взяла за правило, если есть искра — я пишу, если она затухла — а такое тоже бывает — ждем следующей искры.