— Я тоже свои три качества, наверное, назову. Первое — это порядок в голове и умение навести порядок во внешней среде, будь то ваша квартира или будь то ваш текст, потому что, мне кажется, это абсолютно связанные вещи — если вы умеете наводить порядок в тексте, вы умеете наводить порядок в квартире и где угодно. Вот эта способность навести порядок, разложить вещи по полкам и присвоить каждой ее подходящее место — это однозначно раз.
Два — это управление вниманием. Вы должны четко понимать, что привлекает внимание людей, и как вы будете это внимание захватывать и направлять. Потому что книга и вообще какие-то большие жанры — это всегда история про потерю внимания, это всегда история про синусоиду энергии. Есть пик внимания, есть спад, есть пик, есть спад. Хорошо быть Марселем Прустом, который может писать огромные простыни, и его будут все равно читать, хорошо было в 18−19 веке писателям, когда с ними не конкурировал интернет и мобильный телефон, который постоянно звонит — сегодня мы конкурируем за внимание читателя. Вы должны четко понимать, как вы будете управлять вниманием, как вы будете наращивать и опускать эти пики внимания.
И третье — это эмпатия. Это способность вживаться, вчувствоваться в чужую ситуацию, ход мыслей, логику и местами даже предугадывать какие-то шаги вашего партнера вот в этом книжном спарринге, очень хорошо его чувствовать и очень точно за ним следовать, «за тобою я следую тенью» — вот это оно. Вот этот танец такой красивый, он абсолютно парный и вот здесь важна способность к слышанию партнера, чувствованию партнера. Вот это мои такие три рекомендации. Близкие, нет?
— Про эмпатию, да, категорически согласна. Помнишь фильм «Призрак», про чувака, который помогал писать мемуары за премьер-министра? Он там говорит: я в дом к вам ночевать не пойду, такая близость к клиенту — это перебор. Я с этим была категорически не согласна. Мне, не чувствуя человека и не умея вживаться в него, в его понимание всего происходящего, очень тяжело за него и о нем писать.
У меня был просто очень забавный случай, когда я работала с одним владельцем бизнеса — мы работали лично, потом мы с ним расстались, а через какое-то время мне пришел запрос на то, чтобы писать нечто от его имени. Мы создали мне псевдоним, законспирировались всячески, и я стала опять писала для него тексты. Когда мы с ним в очередной раз где-то пересеклись, он мне сказал: «Наташа, я сразу понял, что это ты». Когда ты чувствуешь человека, понимаешь, как он разговаривает, как себя ведет, какие у него жесты, какие у него манеры — только тогда ты можешь написать и этому можно будет верить. Все должно быть очень гармонично в тексте, и как раз именно эмпатия позволяет делать такие вещи.
— Как найти работу литературного негра?
— Я не ищу работу. Все клиенты, заказчики, которые ко мне приходят, либо это какие-то старинные связи, либо люди, пришедшие в ответ на посты в фейсбуке, познакомившиеся на каком-то мероприятии. И я не то, что продавала там себя, нет. Просто стояла, а в итоге предложили работу. При этом я тут исследование небольшое проводила, на HH есть вакансии, где написано «требуется автор в издательство». Очевидно же, чем ты будешь там заниматься. Очень часто эта работа вырастает из копирайтинга. Когда-то ты что-то пишешь для блога, для СМИ, то к тебе же и идут с предложением написать книгу. Да и тебе ничто не мешает предложить им: «А давайте напишем книгу». Ведь если ты никому не расскажешь, что ты умеешь писать книги и хочешь написать книгу, тебе это никто не предложит.
— У тебя были какие-нибудь проекты, которые ты не доводила до конца?
— Да, были. Бывает, что кто-то приходит и говорит: «Хочу, мне понравилось вот то — напишите мне так же» или «Хочу лэндинг, как вот это», - начинаешь работать, и не идет. Заканчиваешь. Бывает, что человек еще не визуализировал для себя задачу — и когда ты пытаешься за него это сделать, то тоже не всегда получается. С моей точки зрения, лучше отказаться на берегу, чем двигаться в эти непролазные джунгли каких-то непонятных отношений.
— Случалось ли, что тебя осуждали за твою работу?
— Честно говоря, мне все равно. Это моя профессия, это мое дело, поэтому я не планирую ее стесняться. А еще к этой профессии есть интерес, когда ты говоришь, что кое-что, что вы читали, возможно, написали не те, кем подписали. Что именно? Оставим интригу.
— Спасибо за разговор.