— Какую вашу задачу, как вы думаете, решает блог?
— Мне кажется, что блог в целом работает на некий интерес и повышение имиджа. То есть блог дает такое сообщение: «Я умный, не бойтесь меня». Но при этом в моем случае блог — это не про прямые продажи.
— Да, люди, которые читают, могут быть совсем не теми же людьми, которые покупают. У меня клиенты иногда переживают и говорят: мало лайков/много лайков или там много комментариев/мало комментариев. Я говорю: «Слушайте, вы зачем ведете блог — клиентов хотите? Так вы клиентов и считайте». Вы, кстати, лайки считаете? Вот тут у меня типа 120 лайков, надо написать продолжение, а тут у меня 30 — пожалуй, закончу-ка я эту историю.
— К лайкам я отношусь с таким небрежным исследовательским интересом. В том смысле, что если 30 лайков и из них 28 девушки поставили, то я понимаю, что это такое немножко современное кино. Обращаю внимание на лайки от людей, которых уважаю. Особенно на тех, кто редко проявляется — значит, удалось заинтересовать. Иногда мне кажется пост хорошим, а лайков мало. Такое тоже бывает.
— А что предпочли бы писать чаще: тексты, которые нравятся вам или тексты, которые набирают лайки?
— Я точно не хотел бы, чтобы у меня было в блоге много психологов, которым я объясняю какие-то практики, как жить и так далее. Мне не интересно отвечать на вопросы прекрасных студентов, которые меня спрашивают о чем-то таком профессиональном с третьего курса психфака. Для меня блог все-таки интересен тем, насколько я профессионально сформулировал что-то свое и был услышан.
— Сколько времени занимает ведение блога?
— Одна из вещей, которые мне нравятся в этих моих кейсах, то, что я стал значительно меньше времени проводить в Фейсбуке. И это гораздо более эффективное время. Потому что когда пишешь, ты думаешь. А когда ты листаешь и смотришь кого-то, это феномен рассеянного внимания чаще всего. Пишу по-разному. Есть время в самолете — пишу. Работаю и думаю иногда — вот приду домой, чуть-чуть отдохну, и вот тут начнется настоящее время, я что-нибудь напишу. Открылся ручеек с чистой водой и мне хочется, чтобы вода в этом ручье не иссякала. Пока не иссякает — пишу.
— Вы при этом не особо отвечаете на комментарии. То есть иногда отвечаете, иногда не очень. Это не важно для вас? Не интересно?
— Ну вот я написал какой-то кейс, который мне нравится, запаковал его в бутылку и бросил его в море. Когда мне приходят отклики, они мне могут быть интересны или не интересны. Если они стимулируют меня думать дальше, я отвечаю. Если они подталкивают меня цитировать учебник или словарь, мне неинтересно и я не отвечаю. Иногда мне пишут такие восторженные записочки, типа: «Какой вы интересный лектор! А скажите нам вот это…», — мне это не очень интересно, могу и не ответить.
— Я часто говорю, что блог — это история про читателя: мы пишем для читателя, мы в комментариях работаем на читателя, продумываем вектор текста и звучание вокруг задач читателя. А у вас история, развернутая к себе: я пишу тогда, когда мне нравится, про то, что мне интересно, так, как мне нравится. И ведь работает же!
— Просто я Маугли. Мной никто не руководит. Мне никто не сказал писать в день два поста или полтора. Писать их утром или вечером, что думать о читателе. Я эти сведения получаю фактически случайно, тестирую и иногда тут же забываю. То, что у меня есть и то, что, возможно, нравится моим читателям — это некая мера провокативности. Это про такую интеллектуальную энергию, про отсутствие страха ставить неправильные вопросы. У меня есть какие-то свои, видимо, компенсаторные механизмы, которые отчасти оправдывают вот эту мою неотформатированность и несуразность.
— Мне кажется, что вы сейчас говорите очень-очень важные вещи. Мне прямо очень хочется для наших зрителей и читателей резюмировать наш разговор. Что для меня прозвучало важного? Во-первых, это история про поиск собственной свободы, поиск собственного звучания, про потребность и энергию собственную, реализуемую текстах. За энергией и драйвом всегда пойдут люди. Во-вторых, это история про провокативность: готовность задавать неудобные вопросы, использовать неочевидные формулировки, быть не в формате и местами даже «не окей». На фоне всеобщего гламура и Инстаграма бесконечно успешных людей ты снова и снова смотришь на эту историю. Потому что она отличается. И третья вещь, на которую хочу обратить ваше внимание, — это наличие собственного мнения и собственной авторской позиции. Если у вас нет вот этого авторского звучания, никакая упаковка вас не продаст. И в этом смысле опыт, кейсы, способность смотреть на человека с 60 точек зрения — то, о чем говорит Леонид — на мой взгляд, важнее в разы, чем-то, какую огранку, какой формат кубика вы выберете для упаковки своих кейсов.
Поэтому, пожалуйста, разрешайте себе быть интересными, быть непохожими, быть разными и не олицетворять собой успешный успех — мне кажется, что это очень хорошая история. Леонид, спасибо большое за сегодняшний разговор — мне кажется, мы какие-то важные штуки нащупали, и я надеюсь, что нашим читателям и слушателям это было полезно.