— Мои друзья и коллеги рассказывали обо мне на работе у себя, например. Причем на аудиторию абсолютно не подготовленную — к примеру, IT-бизнес — но оказывается, что все они люди, у которых проблемы с детьми, подростками, учителями и им тоже нужен психолог. И вовремя отданная визиточка может стать началом хорошей важной работы.
— А про «визиточку» — это еще одна важная история. Если вы делаете ставку на партнерский маркетинг, вы должны понимать, как человек будет вас рекомендовать, какие у него есть для этого инструменты. Есть ли у него ваши визитки, есть ли у вас сайт, куда клиент может перейти? Я то и дело вижу, как люди пишут прекрасные посты в Фейсбуке, а потом с этого поста некуда перейти. И для того, чтобы узнать, что этот человек делает и сколько это стоит — нужно написать ему личное сообщение. Но это не всегда комфортно. Значит, до того, как заниматься продвижением — будь то в социальных сетях или просто через знакомых — нужно создать простейший инструмент конверсии, то есть сайт.
— Я вам больше скажу: в один прекрасный день ко мне приходит психолог, который ищет работу. Я спрашиваю: «А как про тебя узнают клиенты? У тебя есть какая-нибудь страница, сайт, статьи — куда мне людей посылать?» И получаю ответ: «Кто захочет, тот меня найдет». Вот для такого продвижения у меня есть много непечатных слов. Конечно, оно не работает — потому что его нет.
— Я это называю черной магией белого человека. Как только вы в публичном пространстве завели некое место, где прямо написано, кто вы, сколько вы стоите и что вы делаете, клиентов становится больше. Если еще не сделали, проверяйте. Еще психологи спрашивают нас: повсюду советуют рассказывать клиентские истории, а этика не позволяет. Катерина, как вы с этим справляетесь?
— Я рада, когда люди понимают, что клиентские истории рассказывать нельзя. Да, это закон для терапевта — мы не рассказываем клиентских историй. Точка. Вообще никогда. А что же мы рассказываем? Обобщенную выдуманную историю, где мы компилируем разных героев и разные ситуации, умножаем на вымысел и только тогда подгружаем свои выводы. Мы рассказываем всегда выдуманные истории. И никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя рассказывать настоящие истории. Никакое изменение пола, имени не работает.
Кроме того, есть ведь жизнь и помимо историй. Можно дать свою точку зрения на какую-то проблему, можно сделать анализ какой-то ситуации абстрактной, можно написать какую-то рекомендацию, методику, дать какую-то технику для отработки определенных проблем.
А рассказывание историй — это еще и отыгрывание своей агрессии в адрес клиента. То есть это по многим причинам нельзя делать. Можно зато отвечать на вопросы аудитории. В качестве аудитории фигурирует некий выдуманный вами персонаж, который задает вам вопросы. Напишите какие-то свои соображения по поводу того, что вы видите в мире — и это тоже история будет, только уже ваша. И очень важно удерживаться, чтобы ваши тексты не звучали агрессивно. В начале пути очень сложно реагировать как-то иначе, кроме как «да они все тут с ума посходили», или «запретить», или «как можно?!». Вот это нужно удерживать и отслеживать свою эмоциональную реакцию нужно.
— Катерина, психологи часто спрашивают: «А что, прямо можно про котиков писать? Я же эксперт, я стараюсь себя позиционировать как психолога — как же это я напишу, что вот, у меня тут котик?» Как считаете, можно «про котиков» писать психологу?
— Можно писать о чем угодно. О котиках, о собачках или о жирафах, потому что ваш читатель прочтет ваш текст и подумает, услышит, почувствует, хочет ли он с вами взаимодействовать по тому, как вы относитесь к котикам. Или по тому, как вы делаете выводы и рассуждаете про этого котика. Или по тому, как вы строите текст.