1. Поставьте цель: что должен понять, почувствовать или подумать слушатель.
2. Решите, какой сюжет максимально поможет вам достичь цели:
Рассказ о следовании к цели, несмотря на все трудности; Обсуждение жизненных уроков, понимание, что дали препятствия; Демонстрация того, как вы, ваша команда или компания стали сильнее благодаря преодолению трудностей — сюжет «Победа над монстром».
Рассказ о том, как важно учиться на своих ошибках и приобретать счастье через преодоление трудностей; Умение рисковать и принимать неудачи; Демонстрация того, как герой (сотрудник или компания) заслужил свой успех — сюжет «Из грязи в князи».
Рассказ о пользе открытости новому опыту; История про то, как герой стал новым человеком; Демонстрация силы дружбы — сюжет «Путешествие».
Рассказ о том, как важно придерживаться своих убеждений; Стараясь преуспеть, герой эмоционально меняется; Демонстрация силы командной работы — сюжет «Квест».
Рассказ о начале трудностей партнерских отношений — романтических, дружеских или деловых; Обсуждение того, какой опыт получил ваш герой в сложившейся сложной ситуации; Демонстрация того, как обе стороны начинают принимать и поддерживать друг друга — сюжет «Комедия».
Использование сильного, принципиального характера для освещения проблем в обществе; Сопоставление своих собственных принципов с принципами отрицательного персонажа; Демонстрация того, как не нужно поступать, мы можем учиться на ошибках отрицательного героя — сюжет «Трагедия».
Рассказ о поучительном опыте; Когда нужно показать важность наличия поддержки со стороны близких; Демонстрация того, что каждый человек может измениться к лучшему — сюжет «Перерождение».
3. Используйте при рассказе истории разные элементы мета-сюжета.
Большинство метасюжетов, это вариации следующей схемы:
а) Ожидание — приглашение к приключению, и обещание того, что будет в книге;
б) Мечтания — герой или героиня первоначально в чем-то преуспевают — кажется, все идет хорошо, иногда с ощущением, будто попал в собственную мечту;
в) Крушение — первая конфронтация с настоящим врагом. Все начинает рушиться;
г) Кошмары — точка максимального напряжения, на героев обрушивается катастрофа и кажется, все надежды потеряны;
д) Разрешение — герой или героиня побеждает и получает все плюшки.
4. Не бойтесь поменять сюжетную линию.
Сделайте это один или даже несколько раз — чем больше событий вокруг героя и чем неожиданнее финал, тем лучше.
Речь шла о девушке — а в итоге оказалось, что о кошке. Герои играли в шахматы, но сами были пешками в чужой партии. Чем больше смыслов, тем интереснее читать.
5. Проверьте, что вы не забыли ни один из важных элементов истории:
— место действия,
— внешность героя,
— характер героя,
— суть конфликта,
— попытки героя решить задачу,
— изменения героя и/или ситуации,
— разрешение конфликта.
6. Проверьте язык истории:
— задействованы ли эмоции и чувства,
— не используете ли вы канцелярит и штампы,
— есть ли в тексте метафоры, гиперболы, литоты и другие средства выразительности,
— есть ли в истории место для фантазий читателя (рамка),
— правильно ли выбрана дистанция до читателя и не нарушается ли она в ходе истории,
— можно ли/хочется ли пересказать эту историю другу.
И в заключение, еще несколько слов о сторителлинге сегодня. Многим кажется, что это слово обозначает какой-то магический инструмент, волшебную палочку, достав которую, вы начнете рассказывать истории, как Шахерезада, а все волшебным образом соберутся и будут эти истории слушать. На самом деле, конечно, это неправда. Это так не работает.
Конечно, люди изначально заточены на истории, весь жанр письменной коммуникации вырос на историях, которые нам когда-то рассказывали. Но работают не любые истории. В социальных сетях сегодня живет только один формат историй — путь героя.
Этот формат все бесконечно воспроизводят. При том, что в мировой литературе есть, как минимум, четыре сюжета для истории. Борхес говорит нам: есть история возвращения героя, история поиска, история о том, как герои штурмуют и защищают укрепленный город, и история самоубийства Бога. Кристофер Брукер предлагает семь сюжетов, а Аристотель целых 36.
Но все почему-то упорно воспроизводят одну историю: «Шел-шел, столкнулся с трудностями, потом нашел волшебных помощников, потом победил. И вот теперь я всем расскажу, как надо правильно побеждать, приходите ко мне на тренинг».
Поскольку этих однотипных историй очень много, то чувствительность людей к ним притупилась. Так происходит с любым стилистическим приемом. Когда-то было страшно популярно начинать текст с вопросов, потом это перестало работать. Потому что читатель уже на этапе подводки стал понимать, что будет дальше. Потом были посты «боль — больше боли — решение». Их стало такое количество, что люди перестали их выносить и, соответственно, читать. И вот появилась мода на сторителлинг — давайте будем рассказывать про путь героя.
Любой из этих приемов сам по себе прекрасен. Плох он становится в тот момент, когда «самые отсталые слои населения облачаются в джинсы». Помните, была мода на капоры или пуховики? Так вот, когда все начинают носить условный «капор», его срочно пора снимать. Или хотя бы начать носить не на голове, а на попе. Так есть шанс привлечь внимание.
Удивительных вам историй!