— Скажи, пожалуйста, ты сейчас ссылалась на закон о защите прав потребителей и ГК, а мне недавно процитировали закон об образовании, где написано, что человек имеет право отказаться от исполнения договора и получить полную компенсацию 100%. Каким образом мы попадаем вдруг под юрисдикцию закона об образовании, и правда ли, что по нему человек должен получить 100%-ную компенсацию, даже если две трети курса он прошел?
— Если на сайте написано, что услуга — обучение чему-то, есть программа, тесты, домашние задания, а организатор — ИП и работает по патенту на обучение населения на курсах и репетиторству, то в совокупности это все платная образовательная услуга. И вот она попадает под действие закона «Об образовании в Российской Федерации». То есть нельзя обучать и не соблюдать нормы этого закона, так не получится.
Например, есть норма об обязательном высшем образовании. Преподаватель должен обладать всеми признаками педагога, которые у нас есть по трудовому законодательству и по закону об образовании. Это профильное образование в той сфере, которой ты обучаешь, плюс у тебя должен быть стаж определенный, подтвержденный документами. Дальше отсутствие судимостей, например, отсутствие каких-то заболеваний. И, несмотря на то, что вы оказываете услугу онлайн, никто не отменяет требований этого закона. И это все придется соблюдать, если хочется сэкономить на налогах, и работать по патенту. Придется читать и понимать закон об образовании, который даже мне кажется иногда не логичным.
— Алена, какие главные три совета ты бы дала тем, кто работает в сфере онлайн образования? Еще до того, как у них заведутся тролли и захотят от них странного, что стоит проверить, о чем стоит подумать и что стоит сделать?
— Либо самостоятельно изучать законы, либо обратиться к юристам и бухгалтерам, которые расскажут, что можно, а что нельзя. Например, есть ИП с патентом, человек занимается обучением, но при этом профильного образования у него нет. Да, он может быть крутым специалистом. Но в начале своих курсов он не показывает своих студентам, что у него за образование, какой стаж, сколько он работает ИП, хотя обязан это делать.
И важно не просто показать всю эту информацию, а человек должен кивнуть или каким-то образом дать знак, что он это увидел и понял. И если в этой ситуации человек в середине обучения задает вопрос: «А у вас есть компетенция, чтобы этому обучать?» А ты уходишь от ответа или, еще хуже, отвечаешь: «А вы меня не спрашивали», то по закону это будет однозначно проигрыш. Услуга будет признана услугой ненадлежащего качества, либо владельца ИП обвинят в дезинформировании потребителей и деньги придется возвращать.
— При этом есть множество профессий, для которых ВО просто еще не создали. Например, человек обучает игротехников, но в России нет ВУЗа, который готовил бы специалистов по игротехнике. Нет высшего копирайтерского образования и так далее. Как в этом случае решается проблема?
— Я посоветовала бы найти какое-то приближенное образование. Копирайтеров, к примеру, могут обучать и журналисты, и лингвисты, и филологи — словом, все те люди, которые работают со словом профессионально. И этого вполне будет достаточно для того, чтобы ты свою компетенцию подтвердил: вот у меня высшее образование, я имею право вас учить, потому что у меня пройден такой-то перечень дисциплин. А остальным нужно искать что-то максимально подходящее и получать диплом. Есть целая номенклатура должностей именно по образованию, и там написано, под какую должность какое образование должно быть. Опять же, частные случаи надо смотреть.
— Да, вот вообще не представляю, куда идти игротехникам — в какие-нибудь психологи, наверное, — но хотя бы теперь мы подкованы и знаем, что такие требования есть, и что если вы хотите ИП на патенте и образовательную деятельность, а не просто консультационные услуги, то вот по таким правилам мы с вами играем. Спасибо, Алена, и спасибо всем, кто участвовал в нашем эфире.