Договор. Как оформить, что писать


Самое главное юридическое правило — подписывай договор. Ничего более умного юристы пока не придумали и рассказывают всем, как важен договор.

Важность договора для копирайтера

Когда вы выходите работать в свободное плавание — это называют фриланс, самозанятость, нанобизнес — нужно учитывать вот что:

Любые ваши взаимоотношения, не важно с кем, в рамках выполнения услуг могут происходить только по договору. Вы не можете получать просто так деньги, не можете просто так их отправлять и не можете оказывать услуги, если между вами и другой стороной нет договора. Любое действие в рамках бизнеса или фриланса — это договор.

До сих пор многие уверены, что договор — это обязательно бумага с большим заголовком «Договор», в которой зашито большое количество не всегда понятного текста. Однако сейчас все выглядит несколько иначе. Да, договор отдельным документом на бумаге или в отдельном файле-картинке до сих пор является самой лучшей защитой ваших отношений с заказчиками, но по факту, даже если вы просто договорились с заказчиком в мессенджере, между вами тоже появляется договор.

Почему стоит составлять договор с клиентом?

Только этот договор не будет содержать все ваши условия. Поэтому если к вам приходит запрос от клиента, сумма по которому для вас существенная, и терять ее будет жаль, я расскажу вам пять самых веских причин, почему стоит составлять и подписывать отдельный договор с клиентом.

Знаете, с кем работаете

При работе на фрилансе так или иначе основная часть коммуникаций происходит в интернете: мессенджеры, электронная почта, реже скайп и еще реже телефон. Люди, с которыми мы общаемся, скрываются за фотографиями, псевдонимами и набором букв в адресе электронного почтового ящика. И быть уверенным на сто процентов в том, что вы работаете именно с заказчицей Аней Ивановой, как написано на странице в социальных сетях, нельзя. И как показывает безжалостный опыт, исчезают такие заказчики и заказчицы легко и навсегда.

И это первая причина, зачем нужно подписывать договор. Именно в договоре вы напишете не только свое имя, но и имя вашего заказчика. Зафиксируете его почтовый адрес, номер телефона, регистрационные номера, если работаете с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. У вашего заказчика появятся идентификационные признаки, которые в случае конфликта облегчат вам поиск недобросовестного партнера.
Вам нужно только выбрать, что вы ждете от своего текста и вы получите такую идею, о которой не подумаете «все это я уже сто раз видел». Наконец-то вам не нужно изобретать, о чем написать и как это сделать! Мы уже подумали за вас.

Понимание деталей заказа

Когда идут первые обсуждения предстоящей совместной работы, очень часто нюансы и детали не обсуждают. Размер текста может быть определен, как «небольшой на пару страниц», тема текста вообще не озвучивается, ограничиваясь областью, а формат, в котором будет отправлен результат, и место, куда его надо отправлять, практически никогда не обсуждаются при первых беседах копирайтера и заказчика. А потом об этих деталях и вовсе могут все забыть. И в дальнейшем, если что-то пойдет не так, это и станет яблоком раздора между сторонами. Заказчик решит, что вы договорились о тексте на пару страниц шрифтом 8, вы посчитаете, что, зная область, можете не утверждать тему у заказчика, и в итоге отправите ему файл в мессенджер, который он проверяет раз в полгода. Результат очевиден — конфликт, испорченные отношения, отсутствие результата и потеря денег с обеих сторон.

Избежать таких конфликтов на сто процентов сложно, но минимизировать риски недопонимания сторон возможно. Для этого в договоре существует раздел «Предмет договора», в котором подробно описывается, что должно быть сделано, в каком объеме и формате.

Фиксируете дедлайны

В законодательстве есть такое понятие «разумные сроки», но что за этим стоит, непонятно. Сколько людей — столько и разумных сроков. Для одного копирайтера две недели для написания текста много, а для другого и полутора месяцев не хватит даже для начала. В переговорах о предстоящем заказе редко обсуждают конкретные даты дедлайна или день, когда надо будет оплатить. Обычно мы говорим, что в ближайшие пару недель свободны и можем выполнить заказ, а в ответ слышим, что оплату проведут на днях. Ни то и ни другое не дает никакой конкретики и в случае конфликта такие общие формулировки не позволяют требовать исполнения договоренностей, потому что нет точки отсчета.

Для этого в договоре всегда есть пункт о сроках. И не только о сроках, в которые вы должны сдать свою работу, но и о сроках оплаты, которые так или иначе стимулируют заказчика закрыть свои обязательства перед вами. А если сроки оплаты пропущены, то для этого есть следующая причина.

Напоминаете об ответственности

Безусловно, все заказчики порядочные люди, но исключений из правил никто не отменял. И рано или поздно любой копирайтер сталкивается с заказчиком, который пропадает, отказывается платить, грозится негативными отзывами и в конечном итоге просто не платит за полученную работу. Не во всех случаях мы готовы идти на открытый конфликт, но даже самого мирного человека можно довести до желания пойти в суд и заставить другую сторону платить по счетам. И чтобы у заказчика не было желания махнуть рукой и сказать, черт с ним, там будут копейки, в договорах предусматривают ответственность сторон, которая будет стимулировать не нарушать обязательства. Чаще всего это пени, начисляемые за каждый день просрочки платежа.

Не забываете о нюансах

Кроме всего сказанного, договоры содержат и важные для работы нюансы, о которых вспоминают в тот момент, когда поздно и каждый умный говорит, надо было подписывать договор.
Например, договор фиксирует адреса электронных почтовых ящиков, с которых будет вестись переписка, признаваемая впоследствии юридически значимой, а значит, и используемая в качестве доказательств. То есть вариант «а я такого не говорил» легко перекрывается скриншотами электронных сообщений, и это будет признаваться судами. А еще включает положения о конфиденциальности вашего сотрудничества, напоминает об авторских правах и прописывает право копирайтера указывать текст в портфолио. Или, наоборот, запрет, как договоритесь. В договоре можно указать критерии качества, такие как проверка уникальности на одобренном обеими сторонами портале или минимальное количество ссылок на официальные ресурсы. Вот этот текст, например, по версии одного сайта уникален на 100%.

Учитываете человеческий фактор

Когда вы начинаете свой путь во фриланс или бизнес, не стоит забывать о том, что люди всегда люди, как ни крути. Что одному красиво, другому кошмар на улице Вязов. И это я буквально. Когда я путешествую или командируюсь в другой город для участия в судебном заседании, осознаю, что люди суть очевидное невероятное. Кто-то вешает плюшевого крокодила, чтобы украсить ворота загородного домика, а кто-то читает пособие по дизайну.

И представляете, но этим людям — вот тем с крокодилами и, например, моей бывшей соседке по коммуналке с томиком Есенина в подоле и скрипкой за пазухой — придется о чем-то договориться. Договор подписать на продажу или, допустим, дрова привезти на дачу. Очевидно же, что разным будет все. И лексика, и понимание терминологии, и эмоциональное считывание. Что удивительно, но такие различия встречаются везде и наличие стабильного и долговременного бизнеса у обеих сторон договора вообще не означает, что они будут говорить на одном языке. Как и сотрудники сторон.

Любой договор имеет человеческую составляющую. Как бы юристы, менеджеры и управленцы ни старались на этапе согласования и подписания учесть все нюансы, все равно есть риск, что вылезет какая-то история, которую даже в страшном сне не придумаешь. Поэтому юристам нужна или богатая фантазия, или быть в теме судебной практики. А если вы составляете договор самостоятельно, то вам надо быть почти сверхчеловеком.


Читайте также: