Как стать хорошим и востребованным копирайтером?

Каждые полгода я набираю новый курс копирайтеров и провожу собеседования. Обычно конкурс на бесплатные места достигает 200 человек на три места и да, я не ленюсь созваниваться и разговаривать с каждым из них. Поэтому я неплохо знаю, как обычно люди думают о том, кто такой копирайтер и кому стоит идти в эту профессию.

Как стать копирайтером и кому следует идти в эту отрасль?

Мама в декрете, студент, которому некогда ходить в офис или просто девочка, которая «хорошо писала сочинения». Ох уж мне эти сочинения! Если бы вы знали, сколько раз на собеседованиях я слышала именно этот аргумент в защиту того, почему мне стоит взять человека на курс. Разочарую сразу: ни ваш образ жизни, ни ваши сочинения, ни грамоты на детских конкурсах по литературе не имеют отношения к тому, будете ли вы копирайтером. Для того чтобы стать хорошим копирайтером, важны совсем другие вещи, и я обязательно расскажу какие, но давайте сначала разберемся с тем, кто же такой копирайтер.

Чем занимается копирайтер и как им стать

Копирайтер (он же райтер, коммерческий писатель и иногда редактор, по моде современного интернета) — это человек, который помогает компаниям и частным предпринимателям разговаривать с заказчиками. Он пишет для них тексты презентаций, рекламных листовок, сайты и статьи, ведет социальные сети и даже работает спичрайтером. В его сфере ответственности — его величество Текст, который должен покорять клиентов, влюблять их в компанию, создавать репутацию и, конечно же, продавать.
как стать копирайтером
Как стать востребованным копирайтером?

Что нужно, чтобы стать востребованным копирайтером?

Я считаю, что несколько вещей: быстрый ум, стальные нервы, подлинный интерес к людям и их делам и безумная безумная безумная страсть к текстам.

Быстрый ум

Быстрый ум нужен для того, чтобы мгновенно реагировать на потребности заказчиков, их стилистику звучания, тональность и тонкости их продукта. Чтобы анализировать не только, что они делают, но и как они это делают, и быть готовым подхватить именно там, где тонко. Чтобы не принимать на веру те задачи, который приносит клиент, а идти с ним дальше и глубже.

Стальные нервы

Стальные нервы понадобятся для того, чтобы не соглашаться на «правочки» и отстаивать свою версию текста, не боясь потерять заказ. Задавать сложные вопросы о качестве продукта и не брать тех, чьи продукты вам откровенно не симпатичны. Переживать времена нестабильного дохода с верой в себя и без идеи «бросить чертову халтуру». И, конечно, для того, чтобы снова и снова сражаться со своим вечным другом, любовником и партнером — текстом. Который далеко не всегда ведет себя так, как вы запланировали.
стальные нервы для работы копирайтером
Стальные нервы - важный элемент в работе копирайтера

Подлинный интерес к людям и их продуктам

Подлинный интерес к людям поможет тогда, когда придется много анализировать. Как думают клиенты ваших заказчиков? Как они принимают решения? На что реагируют в текстах? Что их отталкивает, а что притягивает? Как получается, что, покрасив фотографии в красный, вы лишились половины своей френдленты, вместо того, чтобы актуализировать продажи перед Рождеством? Для того, чтобы читать книги по психологии, по работе мозга и понимать, что с каждым днем жить и работать становится все интереснее. Для того, чтобы заводить разговоры со случайными людьми и благодаря этому узнавать больше о том, как воспринимает тексты обычный человек, не помешанный на нем до одури, и учитывать это в работе.

Вы должны любить то, чем занимаетесь

Ну и, наконец, о страсти. Вы должны не просто любить писать. Не просто быть готовым иногда писать. Текст должен быть естественной частью вашей жизни, лучшим выбором, лучшим другом, лучшим отдыхом, медитацией и партнером. Он должен быть вам по-настоящему интересен, чтобы никогда не надоедало ставить себе новые задачи и учиться их решать. Потому что как только вам покажется, что вы уже всего достигли и все умеете, так рынок немедленно изменится и все, что казалось вам важным достоинством, станет грузом, тянущим вас в болото.

Как стать копирайтером, три фактора профессии

На разных этапах пропорции этой формулы будут разными, но в принципе три этих фактора будут с вами всегда: поиск заказчиков, общение с ними, написание текстов. Когда-то в моей жизни они были поделены в соотношении 40, 40, 20. Когда-то случались времена другие, сейчас это скорее 10, 50 и 40. О чем эти цифры и что они должны вам сказать?

Поиск клиентов

Поиск клиентов — часть вашей работы. Давайте сразу договоримся, что она никуда не денется, ни в какой момент. Только ее содержание может меняться. И если на первом этапе вы пишете в группы в Фейсбуке «возьму клиента/создам сайт/напишу текст», а потом они сами находят вас, а вам остается только выбирать — это все равно часть истории, которая требует времени и внимания.

С самого начала вы должны понимать, какого типа клиенты вам нужны и где их искать. Помните, как изучали маркетинг и учились составлять целевую аудиторию под заказчика? Что ж, настало время сделать эту работу для себя и понять, кто ваши потенциальные клиенты, с кем вам комфортно работать, о чем вы хотите писать и в какой теме лучше всего разбираетесь.

Помните, что если вы живете в Киеве, Эйлате или Екатеринбурге, это не значит, что ваши клиенты должны жить там же. Интернет дает вам возможность работать с заказчиками со всего мира, так зачем себя ограничивать? Забудьте слова «за это столько не платят» и «у нас так не принято», и поймите, что вы можете найти себе заказчиков, для которых именно ваш стиль будет идеально органичным и они будут готовы платить десятки тысяч рублей за вашу работу.

Как найти таких клиентов, мы подробно разберем в соответствующей главе, но помните, что поиском и первичным контактом дело не ограничится. Не надо думать, что клиент хочет потратить на вас поменьше времени и получить текст как можно быстрее. Порой мы становимся для наших клиентов поддержкой, психотерапевтами, коучами и союзниками в борьбе против всего мира. Мы поддерживаем их тогда, когда никто не поддерживает. Подхватываем их продукты сразу после рождения и своими словами вдыхаем в них жизнь. Мы помогаем найти клиентов, которые поверят в эти продукты, так же как мы и становимся амбассадорами бренда.

Общение с заказчиками

Важной частью вашей работы всегда будет общение с клиентами. Как ни странно, этому практически не учат ни на одном курсе, ни в одной школе копирайтинга, а именно здесь и возникает больше всего проблем. Как говорить с клиентом в соцсетях? О чем и как спрашивать его на созвонах? Как получить от него интересную и не шаблонную информацию для текста? Иногда возникает ощущение, что ты для своего клиента и мама, и друг, и психотерапевт, и коуч разом. Потому что ему нужно, чтобы кто-то верил в его продукт, интересовался им, поддерживал его. Но при этом важно держать границу и когда клиент скажет «а поправь вот тут фоточку или еще переверстай статью» четко сказать «мы об этом не договаривались». И не умереть при этом от ужаса.

Написание текстов

И только треть вашей работы будет посвящена написанию текстов. Да, разумеется, нужно, чтобы вы умели писать и отличали продающие тексты от репутационных. Но об этом написано множество книг и еще одна вам вряд ли поможет.
Мои услуги: