биржа копирайтинга — минусы, и почему я не рекомендую там работать

Почему я против бирж для копирайтеров? Посмотрела на один там (не один) курс для копирайтеров. Говорят, что начинать работу будут с регистрации на биржах. И я против, да.

Нет, я не потому против, что там мало платят. Хотя меня это расстраивает. И, регистрируясь на бирже, вы подписываетесь на белочку в колесе: на работу без конца и начала за смешные деньги.

Почему я против бирж копирайтеров?

Нет, я не потому против, что там высокая конкуренция. И пока вам нечего предложить, вы будете конкурировать за заказ демпингом, сбивая цену чуть ли не в минус.

Нет, я не потому против, что заказчики не всегда порядочны, и зная, как вы дрожите за репутацию на бирже, будут шантажировать вас отзывами и требовать больше работы, чем оплатили.

Я против потому, что туда идут заказчики, которые любят «вкусные» тексты. И считают, что «эксклюзивное качество» — отличный способ описать услугу или продукт. И копирайтеров, которые поработали на бирже, потом надо долго и мучительно переучивать и готовить к другой жизни. Как женщина после отношений с абьюзером долго не доверяет мужчинам, ведет себя странно, боится примерно всего, так и копирайтеры после биржи. Для них общение с заказчиками — стресс и ужас, манипуляции и кто кого. А в моем мире общение с заказчиками — это диалог, польза и конструктив.

Биржи для копирайтеров вам не подойдут, если:

— не готовы работать за маленькие деньги без перспективы,

 — не готовы к агрессивной коммуникации с манипуляцией и шантажом,

 — не готовы писать «вкусные тексты»,

то вам не нужно начинать работать на бирже и стоит сразу поискать другие варианты.
Вам нужно только выбрать, что вы ждете от своего текста и вы получите такую идею, о которой не подумаете «все это я уже сто раз видел». Наконец-то вам не нужно изобретать, о чем написать и как это сделать! Мы уже подумали за вас.

Почему же гуру копирайтинга советуют именно биржи?

Почему же до сих пор многие крупные копирайтеры и даже гуру этой сферы уверяют вас, что начало на бирже — это абсолютно нормальный старт карьеры? Все просто. Они опираются на свой собственный опыт и не понимают, что за 15−20 лет рынок сильно изменился. И биржа сегодня — это не та биржа, которую помнят они. И заказчики сегодня — не те, которых помнят они.
Действительно, 15 лет назад биржу можно было считать хорошим стартом. Да и где было искать клиентов во времена, когда не было ни соцсетей, ни специализированных конференций, ни сообществ, ни сарафанного радио? Но теперь изменились и люди, которые предлагают там свои услуги, и заказчики, которые заказывают там тексты.

Заказчики на бирже копирайтинга раньше и сейчас

Появилось множество программ, которые, к примеру, следят за уникальностью текста. Что они делают? Механически сличают ваш текст с другими текстами на сайтах и говорят, есть ли где-то совпадения. И если в тексте вы использовали:

— фрагменты законодательства,

— термины и их официальные расшифровки из словарей,

— отзывы о компании с ее предыдущего сайта,

— цитаты, которые уже где-то фигурировали (например, в качестве эпиграфа к статье),


то итоговый уровень уникальности вашей статьи существенно снизится. Заказчик не будет разбираться, что стало причиной снижения, и либо испортит вам рейтинг на бирже и откажется платить, либо заставит переделывать текст. И как вы планируете переписать строительный норматив, который надо учесть при возведении дома? Увы, никак. И снова конфликт и сложности с заказчиком, и снова ощущение, что вы зря пришли в эту профессию.

На бирже заказчик ищет дешевый контент

Кстати, постоянные сложности с заказчиками на бирже происходят еще и потому, что, покупая дешевый контент, они не склонны разбираться в том, как этот контент работает, что делает его хорошим, а что — плохим. Они часто не до конца уверены в своем продукте, не разобрались в позиционировании, не протестировали гипотезу на достаточном числе клиентов и рассчитывают часть работы хорошего агентства по маркетингу переложить на копирайтера. В итоге именно с ними случаются такие диалоги:

— Кто ваша целевая аудитория?

— Это ты копирайтер, ты нам и скажи. Наше дело — дома строить/сапоги шить.

— Как они узнают о вашем сайте и придут туда?

— Да мы не в курсе, мы знаем, что вон конкуренты сайт сделали, значит, и нам надо. Ну, из Яндекса придут, может…

— Хорошо, а по каким запросам?

— Слушай, ты профессионал или нет? Залезь сам в этот Яндекс и посмотри, по каким запросам ищут таких, как мы.

Минусы работы на бирже копирайтинга, и почему это отбивает интерес к работе

Неудивительно, что после такого диалога копирайтер чувствует себя усталым и неспособным написать интересный текст. От него ждут, что он сам придумает, кто целевая аудитория продукта, что ей важно, сформулирует преимущества и уникальность, а клиент только примет получившийся результат. Причем комментировать его он будет исключительно из области чувств: «нравится» или «не нравится» станет главным критерием.

Как же найти первых клиентов без бирж?

Моя же идея состоит в том, что копирайтер и заказчик нужны тексту в равной мере. Как для рождения ребенка нужны и папа, и мама. И без фактуры, идей, мыслей, содержания, которое может дать только умный и опытный заказчик, текста не будет. Так же, как не будет его без оболочки, упаковки и оформления, которое может создать умный копирайтер. Но для этого им обоим нужно говорить друг с другом, и не только о продукте, но и о клиентах, об их ожиданиях, о задаче, которую решает продукт, и многом другом. На бирже крайне редко вам встретятся заказчики, готовые так с вами разговаривать.
Поэтому я считаю, что если вам очень нужно с чего-то начать и очень страшно идти в социальные сети и на мероприятия, то можно попробовать взять пару заказчиков с биржи. Вдруг именно вам повезет, и достанутся люди, с которыми есть о чем говорить? Но если нет — не отчаивайтесь и выбирайте другие стратегии продвижения. Сегодня в них нет недостатка.